Войти
Женский портал - Dreamcanary
  • Как связать пинетки-кеды
  • Нормальная температура у грудничка
  • Как научиться рисовать на ногтях гель-лаком, акриловыми красками, иголкой, дизайн тонкие линии, узоры, завитки
  • Снеговик из бумажных салфеток
  • Что такое Группа кратковременного пребывания (гкп) Группа кратковременного пребывания в саду
  • Как понять, что подросток вами манипулирует: важные советы родителям Если ребенок манипулирует мамой
  • Школьные деловые игры по экологии. Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов

    Школьные деловые игры по экологии. Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов

    Елена Владимировна Бахарева

    Вед : Ты вспоминаешь не страну большую,

    Какую ты изъездил и узнал.

    Ты вспоминаешь Родину – такую,

    Какой её ты в детстве увидал!

    Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга

    1 конкурс. Всё о животных.

    1. Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.)

    2. Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.

    (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

    2 конкурс. Педагогические задачи.

    Задачи для каждого участника, например :

    1) Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков : сажают их в коробку,

    привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

    О чём нужно говорить с детьми?

    2) Девочка принесла в д\с котёнка. Воспитатель в ответ : «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же!» Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

    Ваши действия?

    3) В детском саду произошёл случай : группа детей увидели кузнечика, кричали

    «саранча» , прыгали, играли с ним . Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

    на глазах у остальных. Дети в недоумении.

    Ваша реакция на действия детей?

    4) Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустарниками смородины и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

    Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

    Это еще что за капризы! –вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила :

    Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

    Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

    5) Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

    Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (детьми?

    6) Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

    Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?. Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

    Вед : Почему капель звенит,

    Или в небе гром гремит?

    Сколько ног у паука,

    Домик, где у червяка?

    Ведь на все вопросы эти

    Ждут ответа наши дети.

    3 конкурс. Викторина «Мы любим природу» .

    Набор вопросов для каждого участника, за 3 минуты ответить на большее количество вопросов :

    1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинке? (по запаху)

    2. Какие насекомые муравьи? (хищные)

    3. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)

    = 4. Кто пьёт кровь : комары - самки или комары – самцы? (самки)

    5. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

    6. Кого вы знаете из пресмыкающихся? (ящерицы, змеи)

    7. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

    8. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

    9. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

    10. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)

    11. У кого из зверей самый длинный прыжок? (кенгуру, олень, заяц, лошадь)

    12. Как называется заповедник, где выращивают и разводят

    зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)

    13. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дупле)

    14. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

    15. Кто видит ушами? (полевая мышь)

    16. Где у кузнечика уши? (на ногах)

    17. Есть ли у змеи уши? (нет)

    18. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

    Вед : Хоть хвалиться не привычно,

    Но, должны мы вам сказать

    Что умеем на отлично

    Мы трудиться и играть .

    4 конкурс. «Найди и покажи»

    Одной команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

    Другой команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

    Вед : Занимался Петя в пятом,

    Он считал себя юннатом.

    Он читал друзьям доклады

    О значении рассады.

    Но ошибся он всерьёз

    На экскурсии в колхоз :

    На потеху всем ребятам

    Он лопух назвал салатом.

    5 конкурс. «Найди и назови» .

    По предложенным листьям определить названия лекарственных растений, рассказать о их применении; перечислить ядовитые растения.

    Малина – потогонное, вит. С;

    Шиповник – желчегонное, печень;

    Подорожник – раны, кишечник;

    Одуванчик – печень, ожоги, пищеварение;

    Смородина – ревматизм, потогонное, вит. С;

    Белена, Дурман, Волчьи ягоды.

    Вед : Жить без пищи можно сутки,

    Можно больше, но порой

    Не прожить без прибаутки,

    Шутки самой немудрой.

    Не прожить как без махорки,

    Без хорошей поговорки

    Или присказки какой!

    6 конкурс. «Сделай сам»

    За 10 минут сделать поделку из природного материала.



    7 конкурс. «Домашнее задание»

    Выставка дидактических игр по экологическому воспитанию в ДОУ .

    Считаю, что педагогический коллектив ДОУ должен вести углублённую разнообразную по содержанию работу по воспитанию нравственности у дошкольников и понимания основ экологического сознания . Для решения задач экологического воспитания необходимо интегрировать различные виды деятельности в режимных моментах пребывания детей в детском саду.

    Римма Бирюкова
    Деловая игра «Экологическая гостиная»

    Деловая игра «Экологическая гостиная »

    Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;

    совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры .

    Материалы : репродукции картин русских художников И. Левитана : «Март. Большая вода» , «Золотая осень» ; И. Шишкина : «Корабельная роща» ; И. Грабаря : «Февральская лазурь» ; аудиозаписи классической музыки для музыкального фона; магнитофон; лукошко; билетики с заданиями; познавательный материал на группы; папка с методическими указаниями и наблюдениями; выставка книг – новинок по теме.

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой на предстоящую работу.

    а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие» .

    Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

    «Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

    Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

    Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

    Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

    Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

    Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

    На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

    б) Приветствие друг друга.

    Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например : «Ты нежна» , «Солнышко» и т. д.

    2. Работа, направленная на достижение поставленной цели :

    а) Вводное слово.

    Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

    Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

    Но где бы ни находился детский сад - в шумном городе или тихом поселке - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

    Мне не унять метели,

    Не растопить снега,

    Но чтобы птицы пели -

    Это в моих руках.

    В. Солоухин

    Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

    Природа - источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к по-знанию мира.

    Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об ин-тересном опыте знакомства с явлениями природы.

    Воспитатели рассказывают об интересных случаях.

    Природа - источник красоты

    Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою беско-нечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок - нежный, маленький подарок грядущей весны.

    Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

    Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта?

    Воспитатели знакомятся с опытом друг друга.

    Природа - источник доброты

    В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания доброты чувств.

    Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

    Природа – источник здоровья

    Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья.

    Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха - прекрасное закаливание организма и предупреждение про-студных заболеваний. Все это - целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

    Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и жизни человека на Земле. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического об-разования дошкольников.

    Игра «Экологическое лукошко »

    (Красная.)

    2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

    (Е. Чарушин.)

    (Клен.)

    «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

    (Клюква.)

    (Наблюдение.)

    (Животное.)

    (Птицы.)

    (Занятие.)

    12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

    (Экспери-ментирование.)

    (Стихи.)

    15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

    Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний , умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

    Решение педагогических ситуаций

    (задание воспитателям по группам)

    1. На лесной поляне играют

    Самый маленький кричит

    останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

    отвечает : «Просто так.»

    бросила игра

    Проверка домашних заданий

    1. Представление на суд коллег газет или папок для родителей.

    2. Озвучивание результатов анкетирования детей в группе по экологическому воспитанию .

    3. Познакомить с настольными играми , имеющимися в группе по экологическому воспитанию .

    Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.

    Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками) .

    3. Итоги по педсовету, обсуждение проекта решений.

    Вручение познавательного материала воспитателям, вручение дискеты с наблюдениями.

    1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

    2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

    3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

    4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

    5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

    6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

    7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

    8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

    10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

    11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)

    12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

    13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

    14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

    15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

    1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.

    Самый маленький кричит : «Давайте поймаем бабочку и подожжем

    ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,

    останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

    бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает : «Просто так.»

    Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

    2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой

    поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

    Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.

    Это еще что за капризы! - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила : - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

    Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

    3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

    Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

    1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию .

    2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.

    3. Создать методическую копилку по экологическому воспитанию .

    Человек начал испытывать экологические трудности еще в прошлые эпохи развития человеческого общества, особенно недостаток такого уникального природного объекта, как вода. Особенности расселения и формирования городов имеют четкую географическую привязку - наличие пресноводных объектов. Это в свою очередь сыграло с человечеством весьма злую шутку. Так, рост крупных поселений, привел к тому, что уже в средние века вода во многих районах Европы стала непригодной для питья (опустошительные средневековые эпидемии чумы во многом были связаны с загрязнением водных источников), причем человечество не могло уже воспользоваться новыми ресурсами. Рост промышленности в эпоху индустриального общества с капиталистическим способом производства привел к введению такого термина в экологическую научную терминологию, как «антропогенный фактор», который отражает нарушение экологического равновесия, сложившегося в процессе эволюции, под действием человеческой деятельности. С этого периода времени отходы промышленности начинают угрожать не только существованию флоры и фауны, по и человека как биологического вида. Экологическую ситуацию в различных районах Земли многие ученые характеризуют как кризисную. В.И. Вернадский отмечал в своем учении, что биосфера обладает мощными экологическими резервами и высокой адаптационной способностью, например самоочищение воды при прекращении антропогенного воздействия на водный объект. Но человечество, зная это, не только не сокращает прессинг на природу, по и увеличивает его, что приводит к тому, что экологические системы уже не могут справиться с этим воздействием. К такого рода воздействиям следует отнести загрязнение природной среды химическими соединениями, не свойственными природе (их называют ксенобиотиками); нарушение геохимических циклов; нерациональную, экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, подрывающую способность природы к воспроизводству возобновимых ресурсов и приводящую к быстрому истощению невозобновимых ресурсов.

    Вред, наносимый природе, не является неизбежным следствием развития человечества. Весьма часто ухудшение состояния окружающей среды происходит в результате ошибок в технической и экологической политике и связано с «недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью возможных эффектов антропогенного воздействия, широким использованием природной среды в качестве средства снижения интенсивности воздействия вредных отходов производств и других действующих факторов (например, использование природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ)...» (1, с. 183].

    К сожалению, человек далеко не всегда понимает, какие изменения природной среды дадут полезные результаты, а какие - отрицательные (2]. Дело не только в неопределенности реакций биологических систем на воздействие. Одной группе людей некоторое воздействие па природу может казаться весьма желательным, а другой - наоборот. Яркими примерами являются многолетнее загрязнение Байкала, эпопея с поворотом северных рек. Как много имеется примеров нерационального, варварского отношения к природе со стороны государственных организаций, ставящих ведомственные интересы выше общегосударственных (рекорд в этой области принадлежит, вероятно, Минводхозу).

    В условиях сильного антропогенного воздействия на биосферу оптимальная техническая и экологическая политика должна основываться па совмещении интересов человечества и природы. По выражению академика С.С. Шварца, «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в измененной человеком среде...... Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды; разработка новых, малоотходных процессов и схем получения веществ; создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений; опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами. Особая роль принадлежит аналитической химии. Определение загрязнителей, измерение концентраций загрязняющих веществ в сложных, многокомпонентных природных смесях - важная составная часть мониторинга антропогенных изменений окружающей природной среды.

    Успешное преодоление экологических затруднений возможно лишь в результате совместных усилий представителей различных отраслей знания - естественнонаучных, технических, социальных. Такой объединяющей формой различных отраслей знаний является исследовательская работа, в том числе и в природоохранной области.

    В настоящее время необходимо отметить, что в школах фактически не проводится исследовательская работа с учениками в данном направлении, хотя ее важность является очевидной. Данная форма организации деятельности учащихся с одной стороны способствует сближению обучения и жизни, а с другой - формирует экологическую культуру. В ходе исследовательской работы школьники получают возможность проводить эксперименты, в том числе и с использованием методик исследований компонентов природной среды с помощью аналитической химии, изучать данные литературных источников, проводить наблюдения за изменением состояния окружающей среды. Все это в итоге приводит к выработке активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды, отказу от безразличного созерцания изменений природы под воздействием антропогенного фактора.

    Все это говорит о необходимости введения экологической исследовательской деятельности в учебный процесс только после того, как учащиеся смогут ориентироваться в определенной системе знаний, то есть после изучения основ физики, химии, биологии, что будет значительно повышать самостоятельность в проведении данного вида деятельности школьниками.

    При планировании исследовательской работы главный акцент необходимо делать на анализ учебного материала и материала, необходимого для проведения экологических исследований. При этом необходимо соблюдать следующие условия, обеспечивающие высокую эффективность работы учащихся:

    • а) вновь полученная информация должна дополнять базовые знания;
    • б) выбранная информация должна быль значимой для учащихся, так как только в этом случае они будут мотивированы к проведению исследований и в получении новых знаний;
    • в) выделенная информация должна обязательно содержать проблему, так как исследовательская работа должна быть ориентирована на ее решение.

    Другим важным моментом является выявление уровня знаний и умений учащихся, что необходимо для определения степени участия учителя в исследовательской работе школьников. Безусловно, роль учителя в данном виде работ является ведущей, так как именно он должен помогать ученикам определять объект исследования в свете рассматриваемой экологической проблемы, помогать с выбором методики исследования и проведения эксперимента, с оценкой результатов анализа и с помощью такого метода как синтез - давать заключение о качестве состояния природного объекта, выявлять уровень ошибки исследования, что делает полученные результаты наиболее значимыми.

    Таким образом, можно констатировать тот факт, что в курсе химии заложены большие возможности, связанные с формированием экологической культуры у школьников, экологического воспитания и познавательной деятельностью, основанной на проведении исследовательской работы, направленной на выявление уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение биоразно образия на нашей планете. Круг экологических проблем, решаемый с помощью курса химии, достаточно широк, начиная от определения качества воды, воздуха, почвы, уровня деградации почв в зависимости от вторичного засоления до определения качества продуктов питания и выявления уровня воздействия на человека электромагнитного излучения от ЛЭП, установления причин смертности.

    Литература

    • 1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.
    • 2. Нифантьев Э.Е. и др. Кружковая работа со школьниками на тему «Химия и охрана окружающей среды» // Химия в школе- 1980. -№ 5. - С. 64-66.

    "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

    Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
    Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
    Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
    Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
    Задачи:
    - ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
    - прививать экологическое мышление;
    - сформировать основы экологической культуры;
    -научить решать экологические задачи и проблемы;
    Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
    Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
    Ход мероприятия.
    Ведущая:
    Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
    Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
    Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
    Аэродромы, пирсы и перроны,
    Леса без птиц и земли без воды...
    Все меньше окружающей природы.
    Все больше окружающей среды.

    Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
    Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
    А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
    А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
    Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
    Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

    Конкурс "Визитная карточка".
    (представление команд)


    Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

    Станция "Орнитологическая"
    1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
    2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
    3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
    4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
    5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

    Станция "Логическая цепочка"
    Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

    1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
    2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
    3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
    4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
    5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
    6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
    7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
    8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
    9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
    10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


    Станция "Эрудит"
    1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
    2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

    3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
    4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
    5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
    6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
    7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
    8. Косой ли заяц? (Нет).
    9. Что делает зимой ёж? (Спит).
    10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
    11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
    12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
    13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
    14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
    15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
    16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


    Станция "Золотые россыпи помоек"
    Нужно подчеркнуть правильный ответ.

    I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
    1. Пластмасса
    2. Стекло.
    3. Металл.
    II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
    1. Рассортировать.
    2. Собрать в одном месте.
    3. Раскрошить.
    III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
    1. Компостировать.
    2. Сжечь при специальных условиях.
    3. Переплавить.
    IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
    1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
    2. Ограждение места свалки.
    3. Укомплектование соответствующей техникой.
    V. Вредные выбросы оказывают влияние:
    1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
    2. На близлежащие регионы.
    3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
    VI. Самая страшная "добавка" к воде:
    1. Бытовой мусор.
    2. Пестициды.
    3. Минеральные удобрения.
    VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
    1. Газы.
    2. Жидкости.
    3. Твердые вещества.
    VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
    1. 10 лет.
    2. 50 лет.
    3. 100 лет и более.
    IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
    1. Загрязнением.
    2. Экологическим кризисом.
    3. Интродукцией.
    X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
    1. 1-2 года.
    2. 5-8 лет.
    3. 20 и более.
    XI. Гарбология это...
    1. наука о доме;
    2. наука о почве;
    3. наука о мусоре.
    XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
    1. Их захоронение.
    2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
    3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


    Станция "Лесные загадки"
    1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
    (Паук).
    2. У кого на сучке кладовая?
    (У белки).
    3. Какую птицу называют "белобока"?
    (Сорока).
    4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
    (Кукушки).
    5. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины.
    (Бобры).
    6. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка.
    (Лягушка).
    7. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка.
    (Стрекоза).
    8. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному.
    (Черепаха).
    9. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно -
    Укусит. Ясно?
    (Змея).
    10. Волны к берегу несут
    Парашют - не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь - обжигает.
    (Медуза).

    Игра - конкурс «ЗЕЛЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

    Природа способна увлечь любого человека. Особенно велика тяга к природе у подростков. Их пленит загадочность и таинствен­ность леса, спокойствие и размеренность водной глади. Любые про­гулки и экскурсии в при­роду, рыбалки, походы воспринимаются подрос­тками как праздник, ко­торый, к сожалению, очень редок в нынешней учебно-воспитательной работе. Потребности студентов в общении с природой не могут быть удовлетворены за счет учебного процесса. Предлагае­мая игра, поможет разрешить эту проблему, а также систематизировать у подростков разо­бщенные знания о взаимоотношениях человека и природы.

    Особенности и педагогические возможности игры

    Это командное состязание, составленное из игровых конкурсов экологической тематики. В игре принимают участие 2-4 команды из студентов 1 курса. Конкурсы требуют от играющих особой собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

    В игре недостаточно владеть элементарными экологичес­кими знаниями. Очень важно уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других.

    Игра носит познавательный и диагностический характер. С ее помощью преподавтель может получить информацию об уровне сформированности экологической культуры под­ростков и спроецировать ее дальнейшее развитие.

    Игра положительно влияет на формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека. Игра позволяет студентам сосредоточиться на осознании необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку. Она развивает чувство эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувство личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой. Игра направлена на пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития. Студенты, включенные в игру, выступают в роли проводников экологических знаний по отношению к зрителям.

    Подготовка к игре

    Начинается игра с разработки организатором игры пакета заданий-конкурсов, организует деятельность вспомогательных служб, например пресс-центра «Эко» и т.п., помогает формировать игровые команды, составляет сценарий игры, продумывает технику подведения результатов соревнований, оговаривает состав жюри.

    Команды, готовясь к игре, оформляют эмблемы и отличительные знаки в соответствии с выбранным назва­нием. Кроме того, каждая команда по правилам игры должна представить «экзаменационную работу» - экологический плакат.

    Игровой материал

    Для игры потребуются:

      пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест, карточки для конкурсов, чистый лист бумаги для записей.

      «табель успеваемости» - табло дл выставления оценок, на котором расчертить 5 квадратов-«курсов» с указанием номеров.

      столы для работы команд и аттестационной комиссии, места для зрителей и экоцентра.

    План мероприятия.

    Цель урока: получить информацию об уровне сформированности экологической культуры студентов и спроецировать ее дальнейшее развитие, сформировать у студентов знания о природе как исторически сложившейся слож­ной экосистемы, развитие которой ставится во все большую зависимость от человека.

    Задачи:

    Образовательные:

    а) студенты должны знать:

    Основные экологические понятия и определения;

    Взаимосвязи между живыми организмами;

    Значение природы и ее компонентов в жизни человека;

    Основные мероприятия, направленные на сохранение биологического разнообразия, среды обитания живых организмов.

    б) иметь представление о влиянии деятельности человека на процессы, происходящие в природе.

    Развивающие:

    а) уметь ориентироваться в определенных экологических ситуациях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других;

    б) развитие собранности, быстрой реакции, артистичности, коллекти­вного сотрудничества и творчества, индивидуальной изо­бретательности и оригинальности.

    Воспитывающие:

    а) осознание необходимости чуткого, бе­режного и ответственного отношения ко всем природным комплексам - воде, воздуху, почве, видовому разнообразию живых организмов, в том числе и человеку.

    б) развитие чувства эмоциональной отзывчивости на состояние природной среды как среды жизни, чувства личной причастности и заинтересованности в ее чистоте, что позволяет пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с живой природой;

    в) пробуждение и поддержание интереса к познанию природы, к усвоению закономерностей ее построения и развития.

    Оборудование:

    1. кодоскоп

    2. табло оценок – табель успеваемости

    3. пакеты с заданиями для коллективной работы. В каждом пакете должны находиться: кроссворд, набор пословиц, рисунки с изображениями растений, рассказ-небылица, тест «Воздействие человека на окружающую среду», карточка для конкурса «Найти пару», чистый лист бумаги для записей.

    4. сообщения для экоцентра

    5. столы для работы команд, жюри, места для зрителей и экоцентра.

    1. Организационный момент:

    Приветствие

    Сообщение правил игры

    Представление жюри

    Правила игры

    В результате игры студенты заканчивают экологический колледж, выполняя задания каждого конкурса, они переходят с курса на курс. Каждый курс содержит по 2 конкурса – задания.

    В программу первого курса входит знакомство с экологией. В программе второго курса - «народная экология». На третьем курсе играющим предстоит «разго­вор» о многообра­зии жизненных форм природы и взаимоотношений между ними. Вопросы практической экологии заложены в про­грамму четвертого курса. Пятый курс колледжа - выпускной. По окончании колледжа подрост­кам предстоит сдать экзамен - представить и защитить плакат экологического содержания.

    На каждый конкурс отводиться 3 – 5 минут.

    Оценки выставляются жюри по пятибалльной системе. Они заносятся членами аттестационной комиссии в «табель успеваемости» после окончания каждого курса колледжа. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

    2. Поэтапное проведение игры

    По приглашению ведущего игры (он же является ор­ганизатором всех конкурсов) в подготовленную аудиторию при­глашаются играющие, зрители, члены аттестационной комиссии и экоцентра и занимают отведенные им места. Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры и представляет ее участников. Игра начинается.

    1 курс.

    1 конкурс. «Азбука экологии»

    Командам предлагается разгадать кроссворд и ключевое слово.

    1

    5. Воздушная оболочка Земли.

    2 конкурс. «Уход за огородными культурами».

    Каждому из нас приходиться в жизни встречаться с природными закономерностями, которые изучает экология. Это и уход за комнатными растениями и за огородными культурами.

    Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

    «Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Утром набрать воду, в обед полить грядки, вечером прополоть. Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз полить, чем два раза почву рыхлить». Каждый день приходилось обрывать цветки пустоцветы у огурцов, окучивать лук, пасынковать морковь, подвязывать усы у земляники, прореживать помидоры».

    Информация экоцентра. Термин «экология» (перевод наука о доме) впервые был введен в науку в 1866 году Эрнстом Геккелем. Долгое время она развивалась, как составная часть биологической науки. В настоящее время в эпоху нарастающего экологического кризиса экология развивается все нарастающими темпами, превращаясь в самостоятельную науку. Современная экология развивается по следующим направлениям: биоэкология, экология ландшафтов, экология человека, социальная экология, практическая экология: охрана природы, рациональное природопользование.

    2 курс.

    3 конкурс. «Народная экология»

    Народная экология сложилась благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений животных и условий их жизни. Появились многочисленные экологические пословицы и поговорки. Вот, например, такая: «Что посеешь, то и пожнешь».

    Командам предлагается взять из своего пакета народные изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написании на отдельном листе. Команды соревнуются на скорость сбора карточек в строго отведенное для этого время.

    Народные изречения:

    Много снега – много хлеба.

    4 конкурс. «Зеленая аптека».

    Человек часто при лечении болезней обращается к народной медицине, к лекарственным растениям. Командам предлагается задание: в наборе рисунков растений выбрать лекарственные и рассказать об их целебных свойствах.

    Ромашка

    Черемуха – вяжущее действие.

    Подорожник

    Мать-и-мачеха

    Брусника

    Облепиха

    Информация экоцентра. Лечение травами человек использует с давних пор. Оно называется фитотерапией. Человечеству известно более 3000 видов лекарственных растений. Встречаются такие растения и на Кольском полуострове. Это калган, родиола розовая (золотой корень), береза (почки и листья), мать-и-мачеха, брусника, толокнянка (медвежье ушко), черника, тысячелистник, пижма и другие.

    3 курс.

    5 конкурс. «Найти пару».

    Для каждого типа экологических взаимоотношений между живыми организмами подобрать пару.

    1. Комменсализм (нахлебничество)

    2. Комменсализм (квартиранство)

    3. Аменсализм

    5. Мутуализм (симбиоз)

    6. Протокооперация.

    7. Конкуренция

    8. Хищничество.

    А) Пчелы - луговые травы.

    Б) Акула - рыбы-прилипалы.

    В) Волк - олень.

    Г) Человек - бактерии кишечной палочки

    Д) Бобовые растения - клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

    Е) Лианы - деревья, растущие в тропическом лесу.

    Ж) Пенициллиновые плесневые грибы - бактерии.

    З) Волки в стае.

    6 конкурс. «Человек и окружающая среда»

    Человек своей деятельностью часто губительно воздействует на природу. Заводы, фабрики, транспорт, города являются причинами обострившихся экологических проблем.

    Командам предлагается выполнить тест «Воздействие человека на окружающую среду».

    1. Основным источником возникновения парникового эффекта является:

    А) топливная промышленность

    В) химическая промышленность

    Г) сельское хозяйство.

    2. Причиной разрушения озонового является увеличение концентрации в атмосфере:

    Б) сернистого газа Г) метана

    3. Причиной возникновения кислотных осадков является увеличение концентрации в атмосфере:

    А) углекислого газа В) фреонов

    Б) сернистого газа Г) метана

    4. Одним из последствий загрязнения водоема нефтью и нефтепродуктами является:

    А) заболачивание водоема

    Б) нарушение газообмена

    В) затруднение проникновения солнечного света

    Г) рост сине-зеленых водорослей.

    5. Причиной возникновения парникового эффекта является увеличение концентрации в атмосфере: А) углекислого газа В) фреонов

    Б) сернистого газа Г) метана

    6. Впервые озоновая дыра была замечена над:

    А) Антарктидой В) Европой

    Б) Африкой Г) Северным Ледовитым океаном.

    7. Причиной закисления водоема является:

    А) нефтяное загрязнение

    Б) промышленные выбросы, содержащие сернистый газ

    В) промышленные выбросы, содержащие углекислый газ

    Г) смыв с полей минеральных удобрений.

    8. Основным источником образования кислотных дождей является:

    А) топливная промышленность

    Б) металлургическая промышленность

    В) лесные пожары

    Г) сельское хозяйство.

    9. Причиной снижения прозрачности воздуха является увеличение концентрации в атмосфере:

    А) углекислого газа В) фреонов

    Б) сернистого газа Г) пыли

    10. Смыв с полей минеральных удобрений приводит к:

    А) заболачиванию водоема

    Б) затруднению фотосинтеза водных растений

    В) закислению водоема

    Г) загрязнению ионами тяжелых металлов.

    Информация экоцентра. О чистоте воды, воздуха, почв можно судить с помощью живых организмов – экологических индикаторов. Массовое размножение мотыля, личинок комаров, красных дафний указывает на сильное загрязнение водоема. Если в водоеме пропали раки, значит происходит закисление водоема. Индикаторами чистоты водоема из растений являются кувшинки, кубышки, ольхи черная и ива.

    Индикаторами чистоты воздуха являются эпифитные лишайники, которые растут только в экологически чистых условиях. При концентрации сернистого газа в воздухе близкой к ПДК у хвойных растений наблюдается пожелтение хвои.

    Индикаторами кислых почв являются хвощи, мокрица.

    4 курс.

    7 конкурс. «Охрана природы»

    Какой бы вы хотели видеть окружающую вас природную среду? Вероятно, чистый воздух и чистая вода, плодородная земля, богатый животный и растительный мир, отсутствие опасных загрязняющих веществ. А какова реальная ситуация? Как ее изменить?

    Командам предлагается задание: назвать основные мероприятия по охране растений и животных. Команды начинают называть мероприятия по очереди. Побеждает та команда, которая назвала больше мероприятий.

    Информация экоцентра . Для охраны растений и животных создаются особо охраняемые природные территории, такие как заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. В Мурманской области организовано 3 заповедника:

    Лапландский государственный биосферный заповедник. Он был организован в 1930 году для сохранения популяции северного оленя и расположен в центре Кольского полуострова.

    Кандалакшский государственный заповедник. Он был организован в 1932 году для сохранения популяции птицы гаги. Его территория охватывает Баренцево и Белое

    Заповедник «Пасвик». Он был организован в 1992 году для сохранения водно-болотных угодий реки Паз, водоплавающих птиц, а так же популяции лося на северном пределе ареала.

    8 конкурс. «Человек и его здоровье»

    По оценкам ученых, здоровье человека на 10% зависит от развития медицины, на 20% от наследственности, на 20% от состояния окружающей среды и на 50% от индивидуального образа жизни. Командам было заранее предложено творческое задание – написать письмо курильщику.

    5 курс.

    9 конкурс. «Защита экологического плаката».

    Игрокам предстоит состязание – конкурс плаката. Студенты поясняют свой творческий замысел, дают обоснование выбранной темы, подчеркивают ее актуальность и практическое значение.

    3. Подведение итогов игры. По общим результатам «обучения» называется команда, которая показала самый высокий уровень знаний.

    Ответы

    Конкурс «Азбука экологии»

    2 Г

    К

    3 Б

    О

    4 А

    Л

    5 А

    О

    7 А

    И

    8 П

    Я

    1. Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

    2. Ученый, который впервые ввел в науку определение экологии.

    3. Оболочка земли, где существуют живые организмы.

    4. Территория, занимаемая особями одного вида.

    5. Воздушная оболочка Земли.

    6. Живые организмы, обитающие в воде.

    7. Способность организмов приспосабливаться к новым условиям окружающей среды.

    8. Совокупность особей одного вида, занимающих определенное пространство

    Конкурс «Уход за огородными культурами».

    Командам предлагается рассказ – небылица барона Мюнхгаузена, в котором необходимо исправит ошибки.

    «Летом я жил в деревне у своего дяди. На его большом огороде работы хватало всем. Набрать воду вечером или утром , полить грядки вечером или утром , прополоть вечером или утром . Дядя часто приговаривал: «Лучше один раз рыхлить , чем два раза полить почву». Каждый день приходилось окучивать картошку , пасынковать помидоры , подвязывать огурцы , прореживать морковь ».

    Конкурс «Народная экология»

    Народные изречения:

    Первый туман лета – верная грибная примета.

    Май холодный – год плодородный.

    Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь.

    Весенний день – год кормит.

    Много снега – много хлеба.

    Коль в мае дождь – будет и рожь.

    Конкурс «Зеленая аптека».

    Командам предложены лекарственные растения:

    Ромашка – антисептическое, противовоспалительное, вяжущее, желчегонное, потогонное, обезболивающее, противоаллергическое, успокоительное средство.

    Черемуха – вяжущее действие.

    Подорожник – ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее действие.

    Мать - и –мачеха - потогонное, смягчающее, дезинфицирующее, противовоспалительное средство. Применяют для укрепления волос и удаления перхоти.

    Брусника – вяжущее, желчегонное, дезинфицирующее действие. Ценный диетический продукт. Применяют при гастрите, диабете, воспалении почек, мочевого пузыря.

    Облепиха – дезинфицирующее и ранозаживляющее средство. Применяют при лечении ожогов, различных ран и язв.

    Конкурс «Найти пару».