Войти
Женский портал - Dreamcanary
  • Что такое Группа кратковременного пребывания (гкп) Группа кратковременного пребывания в саду
  • Как понять, что подросток вами манипулирует: важные советы родителям Если ребенок манипулирует мамой
  • Как связать крючком апельсиновый мотив Цветок для апельсиновой сумочки
  • Баба Яга своими руками: подборка интересных идей Баба яга из чулка пошагово
  • Окрашивание волос в технике омбре в домашних условиях
  • Моя подруга мне не товарищ: Как понять, что с вашей дружбой что-то не так
  • Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам Малыш от 0 до 1 года детей

    Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам Малыш от 0 до 1 года детей

    Рассчитайте календарь развития ребенка

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.


    Родителям необходимо знать, развивается ли ребенок в соответствии с возрастом, чтобы вовремя обратиться к специалисту в случае отклонений

    Показатели развития ребенка

    В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

    1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
    2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
    3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
    4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

    Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

    1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
    2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
    3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
    4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.


    Эмоционально-психическое развитие крохи не менее важно, чем физическое

    Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

    Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

    Возраст и физические показатели

    Умения

    На момент рождения

    Рост (длина) – 49-50 см

    Вес – 3200-3300 г

    Окружность головы – 34-34,5 см

    Окружность грудной клетки – 32-34 см

    Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

    Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

    Отвечает на раздражитель плачем.

    1 месяц

    Рост (длина) – 54-55 см

    Вес – 4200-4500 г

    Окружность головы – 36,5-37 см

    Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

    Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

    Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

    Реагирует на резкие звуки.

    Отвечает улыбкой.

    Начинает гулить.

    2 месяца

    Рост (длина) – 57-58 см

    Вес – 5100-5600 г

    Окружность головы – 38-39 см

    Окружность грудной клетки – 38-39 см

    Длительно удерживает голову.

    Поворачивается на звук речи взрослого.

    Ухватывает предметы рефлекторно.

    Активно интересуется окружающим миром.

    3 месяца

    Рост (длина) – 60-61,5 см

    Вес – 5800-6400 г

    Окружность головы – 39,5-40,5 см

    Окружность грудной клетки – 40-42 см

    В вертикальной позиции хорошо держит голову.

    Долго рассматривает предметы.

    Издает разные звуки.

    При поддержке под мышки опирается ножками.

    В положении на животе приподнимается на предплечьях.

    Поворачивается на бок со спины.

    Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

    Сосет пальцы или кулачек.

    4 месяца

    Рост (длина) – 62-64 см

    Вес – 6400-7000 г

    Окружность головы – 40,5-41,5 см

    Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

    Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

    Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

    При играх смеется и улыбается.

    Подолгу гулит.

    Хватает руками висящие предметы.

    Переворачивается со спинки на живот.

    В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

    Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

    5 месяцев

    Рост (длина) – 64-66 см

    Вес – 6900-7500 г

    Окружность головы – 41,5-42,5 см

    Окружность грудной клетки – 43-44 см

    Узнает маму и других близких людей.

    Осознанно провожает предмет взглядом.

    Переворачивается с животика в положение на спине.

    Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

    Берет предмет из рук взрослого.

    Сидит с поддержкой.

    Длительно нараспев гулит.

    Отвечает на услышанные потешки и песенки.

    Рассматривает картинки.

    6 месяцев

    Рост (длина) – 66-67,5 см

    Вес – 7300-7900 г

    Окружность головы – 42-43 см

    Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

    Сидит без поддержки.

    Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

    Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

    Пробует предметы «на зуб».

    Начинает ползать.

    Учится есть с ложки.

    Начинает произносить слоги.

    Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

    Отзывается на имя.

    Внимательно слушает взрослого.

    Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

    7 месяцев

    Рост (длина) – 67-69 см

    Вес – 7600-8300 г

    Окружность головы – 43-44 см

    Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

    Хорошо ползает и сидит.

    Стоит с поддержкой за обе руки.

    Удерживает в руке предмет неправильной формы.

    Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

    Пьет из кружки с помощью взрослого.

    Пробует садиться.

    Показывает у себя части тела.

    8 месяцев

    Рост (длина) – 69-70,5 см

    Вес – 7900-8600 г

    Окружность головы – 43,5-44,5 см

    Окружность грудной клетки – 46-47 см

    Ищет игрушку, которая упала.

    Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

    Встает, держась за опору.

    Быстро ползает.

    Садится, ложится, переступает предметы.

    Лепечет с интонацией.

    Радуется другим детям.

    Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

    Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

    Боится расстаться с мамой.

    9 месяцев

    Рост (длина) – 70-72 см

    Вес – 8200-8900 г

    Окружность головы – 44-45 см

    Пробует стоять и делать первые шаги.

    Подражает другим детям.

    Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

    Осознанно манипулирует игрушками.

    Показывает части тела у человека и игрушки.

    Разрывает и сминает листы бумаги.

    Держась за опору, танцует под музыку.

    10 месяцев

    Рост (длина) – 71,5-73 см

    Вес – 8500-9200 г

    Окружность головы – 44-45,5 см

    Окружность грудной клетки – 47-48 см

    Начинает брать маленькие предметы пальцами.

    Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

    Играет в прятки.

    Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

    Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

    Понимает просьбы взрослого.

    Повторяет за взрослым жесты и звуки.

    Машет рукой при прощании и встрече.

    Пробует самостоятельно есть ложкой.

    11 месяцев

    Рост (длина) – 73-74,5 см

    Вес – 8700-9400 г

    Окружность головы – 44,5-46 см

    Самостоятельно стоит.

    Ходит с поддержкой за одну руку.

    Поднимает предметы без приседания (нагибается).

    Умеет присесть без опоры.

    Собирает пирамидку.

    Складывает кубики.

    Начинает произносить «облегченные» слова.

    Играет в ладушки.

    Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

    Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

    12 месяцев

    Рост (длина) – 74-76 см

    Вес – 8900-9600 г

    Окружность головы – 45-46 см

    Окружность грудной клетки – 48-49 см

    Пробует самостоятельно ходить.

    Встает из позиции сидя на корточках.

    Самостоятельно пьет из чашки.

    Может отказываться от нелюбимой пищи.

    Откусывает печенье и другую твердую пищу.

    Понимает слова «нельзя» и «можно».

    Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

    Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

    Произносит 10-15 слов.

    О том, что думает известный педиатр Е. Комаровский по поводу раннего развития ребенка, смотрите в следующем видео.

    Новорожденный

    Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.


    Первые рефлексы обязательно проверяются педиатром

    • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
    • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
    • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
    • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
    • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
    • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

    Посмотрите следующее видео, где рассказывается о том, что происходит с ребенком в первый месяц после рождения.

    1 месяц

    • Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
    • Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
    • Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
    • Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
    • Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.


    Уже в месяц малыш четче начинает реагировать на звуки и эмоции

    2 месяца

    Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.

    • Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
    • Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
    • Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.


    В три месяца ребенок становится, как правило, спокойнее

    3 месяца

    За третий месяц жизни кроха в среднем прибавляет 750 г и вырастает в длину на 3 см. Младенец бодрствует уже дольше – около 1-1,5 часов. В это время с малюткой нужно разговаривать, обнимать его, показывать все вокруг.

    • Малыш уверенно удерживает свою голову, если его держать вертикально. Лежа на животике, младенец упирается в поверхность локтями и предплечьями и поднимает голову. Если вы возьмете карапуза под мышки, то он будет крепко упираться в поверхность ножками. Также младенец начинает поворачиваться с положения на спине на бочок.
    • Ребенок уже подолгу и сосредоточенно рассматривает предметы в своем окружении. Его привлекают яркие игрушки и все происходящее вокруг.
    • В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные. Малютка начинает проявлять разные эмоции – если он недоволен, то громко плачет, а когда радуется, то двигает ручками, улыбается, издает звуки, смеется. При этом эмоции крохи становятся понятными родителям.
    • В ладошках крохи уже отсутствует гипертонус. Ребенок тянется ручками к игрушкам, пытается их схватить. Он также пытается изучать свое тело – трогает лицо, сосет ручки, ловит ножки.


    С малышом общаться все интереснее

    4 месяца

    К четырехмесячному возрасту по сравнению с показателями предыдущего месяца ребенок набирает в среднем 700-800 г веса и вырастает в длину на 2,5 см. У малыша уже выработался определенный режим дня, а сон ночью более длительный.

    • Кроха уже научился не только хорошо держать голову и поворачивать ее в сторону, но и переворачиваться на животик с позиции на спине. Лежа на животе, малютка уже может опираться на ладошки и приподниматься, чтобы рассмотреть все вокруг. Когда кроха лежит на спине, он тоже уже приподнимает и голову, и плечи. Так младенец совершает первые попытки сесть.
    • Кроха уже хорошо управляет своими ручками, хватает игрушки, которые висят, ощупывает их, тянет в рот, бросает, стучит. Когда малыш ест, то обхватывает руками материнскую грудь либо бутылочку.
    • Малютка длительно гулит, реагирует улыбкой или смехом на речь взрослого, музыку, собственное отражение в зеркале. Мама может заметить, что некоторые игрушки карапузу нравятся больше.
    • Карапузам на искусственном вскармливании начинают вводить прикорм , знакомя младенца с кашкой или овощами. Малыши на грудном вскармливании по-прежнему едят только материнское молоко, которого им вполне хватает.


    В 4 месяца ребенок умеет немного приподниматься, чтобы посмотреть на нужный предмет

    5 месяцев

    За пятый месяц рост младенца увеличивается на 2-2,5 см, а вес – примерно на 600-700 грамм.

    • Физическая активность крохи возрастает. К переворотам со спины на животик добавляются перевороты обратно – с положения лежа на животе на спину. Многие карапузы в 5-месячном возрасте уже могут сидеть, но при этом спинка ребенка согнута. При поддержке под мышки кроха стоит уже на прямых ногах.
    • Если взрослый подает пятимесячному карапузу игрушку, малыш берет ее ручками. При этом удерживать предметы малютка может уже в обеих руках минимум 20 секунд.
    • Ребенок 5 месяцев уже по-разному реагирует на лица близких и чужих людей. Он узнает мамин голос, при этом отличает, ласково она говорит или строго.
    • Когда пятимесячный ребенок бодрствует, он длительно гулит, проговаривая звуки нараспев.


    Стимулируйте развитие ребенка, но не заставляйте его

    6 месяцев

    За шестой месяц малютка прибавляет примерно 600 грамм веса и около 2 см роста.

    • Полугодовалый карапуз уже научился сидеть без какой-либо поддержки, но многие детки не умеют пока сесть самостоятельно. Многие малыши в этом возрасте начинают осваивать передвижение по помещению ползком, но некоторые лишь учатся стоять на четвереньках и покачиваться. Если взять кроху за обе руки и немного подтянуть, то малыш поднимется на ноги. Держа младенца за грудь, родители замечают первые попытки малыша переступать ножками.
    • Ребенок уже с легкостью хватает предметы, а если игрушка выпала из руки, поднимает ее. Он может перекладывать предмет из одной ручки в другую.
    • Малютка шести месяцев много лепечет и начинает проговаривать слоги, но пока у них нет какого-либо смыслового значения. Родители могут услышать от карапуза «ма», «да», «ба» и другие слоги, количество которых ежедневно увеличивается.
    • Шестимесячный ребенок уже знает, как его зовут, а также может отыскать взглядом крупный предмет, о котором ему говорит мама.
    • Многие детки шести месяцев насторожено относятся к посторонним или даже опасаются незнакомых людей. При этом другие дети им нравятся. Они с интересом наблюдают за ними и даже начинают повторять их действия.
    • В 6-месячном возрасте у некоторых малышей появляются первые зубы. Они прорезаются на нижней челюсти.
    • Шестимесячный малыш уже может есть с ложки, снимая еду губами. Именно с шести месяцев начинают введение прикорма для деток, которых ранее кормили только материнским молоком. У младенцев на искусственном вскармливании к этому возрасту рацион уже значительно расширяется.


    В 6 месяцев начинается самое интересное: ребенок учится ползать и получает первый прикорм

    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Особенности развития ребенка от 0 до 1 года

    Скачок в развитии ребенка за первый год жизни огромный, темп развития очень интенсивный: лавинообразно развиваетсяинтеллект, психика, эмоциональная сфера, физические возможности. Мария Монтессори писала об этом столетие назад, а современная наука доказала, что, действительно, младенческий мозг совершает экстраординарный подвиг по самостроительству, и внешняя окружающая среда в значительной мере определяет, каков будет этот процесс.

    Именно поэтому родителям необходимо осознавать важность этого периода и уметь своевременно дать малышу то, в чем он нуждается для развития. Ведь их роль не просто важна - она является решающим фактором для будущего их ребенка.

    Ребенок жаждет развиваться от рождения, его сознание готово впитывать информацию из окружающего мира. Это также важно для него, как, например, полноценно питаться в этом возрасте. Насколько родители осведомлены, компетентны в особенностях возрастасвоего ребенка, настолько они могут способствовать всестороннему развитию малыша, предоставляя ему все необходимое для удовлетворения всех своих потребностей в развитии.

    Понимая особенности развития высших психических функций в этом возрасте (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.), родители могут организовать полноценную предметную среду для развития своего ребенка , не умаляя важности эмоционального контакта.

    Развитие зрительно-двигательной координации

    В период от 3 до 6 месяцев активными темпами у ребенка идет развитие зрительно-двигательной координации . Хватание - это сложное действие, требующееот младенца способности согласовывать движения плечевых, локтевых и кистевых мускулов, поворачивать голову, фокусировать взгляд на предмете.

    Первое, чем начинает играть малыш - его собственные ручки . Уже в месяц, ребенок тянет руки к глазам, рассматривает их, п

    онимает, что это часть его самого. Это помогает освоить координацию движений глаза и руки. Играя со своими руками, ребенок постепенно понимает, как они работают и на какие действия способны. Стимулировать игру с ручками помогает положение тела ребенка. Пока малыш не научился сидеть, оптимально полувертикальное положение у мамы на руках или в детском шезлонге, либо лежа на животе на твердой поверхности, например, на полу (с тех пор, как ребенок научился удерживать голову).

    Процесс развития игрового действия с предметами, в возрасте примерно до 8 месяцев, происходит поэтапно. Зная об этом, мама может организовать специальные игры, развивающие согласованность движения глаза и руки, умение схватывать предметы разной величины и формы и т.д. И опять же возраст малыша диктует свою специфику: цветовое наполнение игрушки, ее размер, текстура - все имеет значение.


    Развитие осязания

    Также в этом возрасте интенсивно идет развитие осязания , то есть ощущения от прикосновения (тактильные ощущения). Грамотно организованная среда будет стимулировать развитие этого канала восприятия. Для этого необходимо обратить внимание на подбор материалов, варианты заданий для малыша. Взаимодействие с предметами и восприятие своего тела способствуют развитию мышления, в дальнейшем - формированию самосознания.

    Тактильные ощущения прямо влияют на развитие нервной системы человека, и, особенно, головного мозга. Иными словами, ребенку необходимо потрогать, а не только увидеть или услышать , все, что его окружает, потрогать не только ручками, но попробовать на вкус, ощутить всем телом, чтобы сначала на чувственном, а затем и на сознательном уровне, запечатлеть то новое, с чем он столкнулся. Как минимум до тех пор, пока ребенок не начнет уверенно самостоятельно передвигаться, осязание является главным способом восприятия .

    На коже человека находится более 5 миллионов рецепторов, сигналы от которых поступают в мозг. Чем больше информации получает мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается!

    Приблизительно до 6-8 месяцев ребенок постоянно смотрит, трогает, пробует на вкус, слушает, манипулирует (трясет, мнет, стучит и т.д.), то есть исследует физические свойства предметов. Чем разнообразнее окружающая среда, доступная детскому познанию, тем гармоничнее происходит развитие ребенка.

    Какие свойства предметов интересны и необходимы малышу? Все это можно узнать на Монтессори-занятиях.

    Развитие познавательной активности

    Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста можно стимулировать рациональным подбором игрушек . Взаимодействуя с игрушкой, исследуяее, ребенок познает ее свойства, а на основе свойств игрушек - игровые действия с ней. Монтессори-педагог консультирует маму по выбору «правильных» игрушек и способам игры с ними.

    Социальная адаптация

    Мама занимает лидирующее место в общении с малышом. Однако, когда ребенок находится в окружении других людей и, особенно, детей, успешнее происходит социальная адаптация, процессы общения идут активнее. Это связано, в первую очередь, с тем, что младенец гораздо лучше воспринимает детские голоса, подобные своему. (Кстати, именно поэтому, взрослые инстинктивно разговаривают с детьми тоненькими голосами.) Ведь то, что интересно и привлекательно - больше всего способствует развитию. Вот почему важно, чтобы дети до года были интегрированы в общую группу с детьми до 3-х лет.

    В первый год жизни гораздо важнее того, что она говорит.

    А еще ребенку жизненно необходимо слушать пение . Пение, помимо множества иных положительных влияний на организм и психику человека, активизирует больше речевых центров в головном мозге, чем собственно речь.

    В процессе эмоционального общения у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение, что является основой развития речи ребенка. Слуховой аппарат здорового ребенка с рождения готов к восприятию звуков, но его нужно упражнять.

    Зная особенности развития речи малыша, мама может заниматься со своим ребенком максимально эффективно.

    Развивая у ребенка с самого младенчества способности видеть, слышать, осязать, двигаться и действовать, Вы расширяете у него возможность познания окружающего мира и самого себя.

    Именно в этом вам погут наши занятия!

    Таблицы ВОЗ приводят нормы развития ребенка по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.

    Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.

    Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.

    Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула расчета индекса массы тела: I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

    Развитие ребенка до года по месяцам

    В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.

    Год:месяц Месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
    мин. макс. мин. Макс. мин. Макс. мин. макс.
    0:00 0 2,9 3,9 48 51,8 12,2 14,8 33,2 35,7
    0:01 1 3,9 5,1 52,8 56,7 13,6 16,3 36,1 38,4
    0:02 2 4,9 6,3 56,4 60,4 15 17,8 38 40,3
    0:03 3 5,7 7,2 59,4 63,5 15,5 18,4 39,3 41,7
    0:04 4 6,2 7,8 61,8 66 15,8 18,7 40,4 42,8
    0:05 5 6,7 8,4 63,8 68 15,9 18,8 41,4 43,8
    0:06 6 7,1 8,8 65,5 69,8 16 18,8 42,1 44,6
    0:07 7 7,4 9,2 67 71,3 16 18,8 42,7 45,2
    0:08 8 7,7 9,6 68,4 72,8 15,9 18,7 43,3 45,8
    0:09 9 8 9,9 69,7 74,2 15,8 18,6 43,7 46,3
    0:10 10 8,2 10,2 71 75,6 15,7 18,5 44,1 46,7
    0:11 11 8,4 10,5 72,2 76,9 15,6 18,4 44,5 47
    1:00 12 8,6 10,8 73,4 78,1 15,5 18,2 44,8 47,4

    Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.

    Нормы для девочек

    Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.

    Год: Месяц месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
    мин. макс. мин. макс. мин. макс.
    мин. макс.
    0:01 1 3.6 4.8 51,7 55,6 13,2 16 35,4 37,7
    0:02 2 4.5 5.8 55 59,1 14,3 17,3 37 39,5
    0:03 3 5.2 6.6 57,7 61,9 14,9 17,9 38,3 40,8
    0:04 4 5.7 7.3 59,9 64,3 15,2 18,3 39,3 41,8
    0:05 5 6.1 7.8 61,8 66,2 15,4 18,4 40,2 42,7
    0:06 6 6.5 8.2 63,5 68 15,5 18,5 40,9 43,5
    0:07 7 6.8 8.6 65 69,6 15,5 18,5 41,5 44,1
    0:08 8 7.0 9.0 66,4 71,1 15,4 18,4 42 44,7
    0:11 11 7.7 9.9 70,3 75,3 15,1 18 43,2 45,9
    1:00 12 7.9 10.1 71,4 76,6 15 17,9 43,5 46,3
    Месяц Прирост веса, грамм Прирост роста, см
    Интервал мин макс мин макс
    0-1 611 1161 6,8 9
    1-2 744 1290
    2-3 502 944 4,2 6,1
    3-4 383 796
    4-5 293 695 2,7 4,5

    Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

    Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

    Возраст (месяц) Навыки
    1

    Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

    2 Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
    3 Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
    4 В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
    5 Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
    6 Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
    7 Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
    8 Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
    9 Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
    10 Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
    11 Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
    12 Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

    Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

    Зубы у детей до года таблица

    Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.

    Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) Зубы в порядке появления Средний срок появления (месяцы)
    1. Нижние центральные резцы 6–10
    2. Верхние центральные резцы 7–12
    3. Верхние боковые резцы 9–12
    4. Нижние боковые резцы 7–16
    5. Первые моляры (верхние) 13–19
    6. Первые моляры (нижние) 12–18
    7. Клыки 16–23
    8. Вторые моляры (нижние) 20–31
    9. Вторые моляры (верхние) 25–33

    Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.

    Размеры (обхват) головы у детей таблица

    У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.

    Возраст
    в месяцах
    Девочки Мальчики
    Окружность
    головы, см
    Окружность
    головы, см
    0 33,9 34,5
    1 36,5 37,3
    2 38,3 39,1
    3 39,5 40,5
    4 40,6 41,6
    5 41,5 42,6
    6 42,2 43,3
    7 42,8 44,0
    8 43,4 44,5

    Нормы для проверки зрения у детей

    Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.

    1 месяц 0,008–0,03 (до 3 %)
    3 месяца 0,05–0,1 (5–10 %)
    6 месяцев 0,1–0,3 (10–30 %)
    1 год 0,3–0,6 (30–60 %)

    Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.

    Что должен уметь делать ребенок

    Возраст ребенка (месяц) Что умеет малыш
    1

    Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается.

    2 Может улыбнуться, агукает.
    3 Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.

    На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее.

    4 Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность.
    5 Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним.
    6 Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать.
    7 С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком.
    8 Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя».
    9 Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай».
    10 Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти.
    11 Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов.
    12

    Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет».

    Таблица роста и веса малышей

    Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.

    Возраст, месяцев Мальчики Девочки
    Рост, см Вес, кг Рост, см
    0 (новорожденный) 49,9 3,3 0 (новорожденный) 49,9
    1 54,7 4,5 1 54,7
    2 58,4 5,6 2 58,4
    3 61,4 6,4 3 61,4
    4 63,9 7,0 4 63,9
    5 65,9 7,5 5 65,9
    6 67,6 7,9 6 67,6
    7 69,2 8,3 7 69,2
    8 70,6 8,6 8 70,6
    9 72,0 8,9 9 72,0
    10 73,3 9,2 10 73,3
    11 74,5 9,4 11 74,5

    На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

    • 2 месяц

    Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

    • 3 месяц

    Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

    • 4 месяц

    Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

    • 5 месяц

    Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

    • 6 месяц

    Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

    • 7 месяц

    Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

    • 8 месяц

    Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

    • 9 месяц

    Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

    • 10 месяц

    Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

    • 11 месяц

    Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

    • 12 месяц

    Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

    Развитие ребенка от 0 (момента рождения) до 1 месяца Первые 28 дней жизни малыша принято называть периодом новорожденности. Это время, когда не только ребенок привыкает к новой обстановке, но и вся семья перерождается заново. На родительские плечи ложится новая степень ответственности. Появившаяся на свет кроха требует куда больше заботы, чем когда она была под надежной защитой маминого животика.

    Физиология первого месяца

    С первым криком малыша, начинается активная перестройка всех его систем жизнеобеспечения. Изменяется кровообращение, начинает функционировать желудочно-кишечный тракт, эндокринная и дыхательная системы. В ответ на проникающие из внешнего мира чужеродные бактерии, запускается иммунная защита. За первую неделю новорожденный потеряет около 10% своего веса. Снижение массы тела является физиологичным, сказывается напряженная работа по приспособлению к окружающей среде, уходит отечность тканей, облегчившая прохождение по родовым путям.

    Сон и еда

    Расти и набираться сил – это главная задача новорожденного. Для этого ему необходимо много спать и кушать. Сначала родители видят его в основном сладко сопящим с закрытыми глазками. В сутки он бодрствует не более четырех часов. Сон делится на три фазы:

      Глубокая (дышит размеренно, глаза под веками неподвижны);
      Неглубокая (дыхание может быть поверхностным и сбивчивым, ручки и ножки непроизвольно подергиваются);
      Дрема (чаще всего случается во время кормления).

    Пищеварительная система еще не сформировалась, из-за этого малыш на первых порах может проявлять повышенное беспокойство. Основной пищей является материнское молоко, которое полностью удовлетворяет потребности в полезных веществах и энергии первых месяцев жизни. При кормлении по требованию, частота прикладывания к груди может доходить до 10-12 раз.

    Психология новорожденного

    Первые три месяца после появления на свет иногда называют «последним триместром беременности». Развитие малыша все еще обусловлено его внутриутробной жизнью и рефлексами. Большинство их них будут утрачены по мере взросления. Но сейчас, в первые недели, присутствие каждого из них является признаком полноценности ребенка.

    1. Самый сильный и устойчивый рефлекс – сосательный. Малыш, которому нет еще и часа от роду, способен с закрытыми глазами найти мамину грудь.

    2. Если коснуться ладошек или пяточек новорожденного, то они рефлекторно сожмутся, пытаясь как бы сжать предмет. Это движение исчезнет примерно к 5-му месяцу, когда ребенок будет уже осознанно брать в руку предмет.

    3. Неврологи большое внимание уделяют рефлексу опоры. Если поставить младенца вертикально и опереть ножки о стол, то он выпрямит их и будет пытаться имитировать ходьбу, отталкиваясь от твердой поверхности.

    4. Если уложить малыша на животик и несильно надавить на пяточки, то он будет пытаться «ползти».

    5. В неудобном для новорожденного положении – спинкой кверху, животиком вниз – он рефлекторно повернет на голову, чтобы было удобнее дышать даже в такой позе.
    Есть много прочих рефлексов (Хоботковый, Моро, Бабкина и другие), они обязательно проверяются во время осмотра врачом. К первому дню Рождения, в основном, они заменяются контролируемыми движениями.

    Больше всего родители ждут, когда малыш начнет улыбаться и показывать свое хорошее настроение. На четвертой неделе, возможно, он уже будет узнавать лица близких людей и может порадовать всех первой трогательной улыбкой.

    Общайтесь с новорожденным даже в короткие часы его бодрствования. Ему необходимо все ваше внимание и забота, чтобы чувствовать себя в безопасности и успешно расти.