Войти
Женский портал - Dreamcanary
  • Виды силуэтов в одежде Черное платье трапеция с чем носить
  • Омский модельер богданов устроил закрытый показ весенней коллекции
  • Советы дизайнеров по выбору сумки к норковой шубе
  • Лайфхаки для работающей мамы: как все успеть
  • Как гладить хлопковую рубашку - пошаговый алгоритм действий с рекомендациями и видео Как хорошо погладить рубашку из хлопка
  • Вязание коробочек крючком: милые детали для создания уюта Как связать из пластиковых ниток коробочку
  • Основные направления познавательного развития дошкольников по фгос. Познавательное развитие в дошкольном возрасте

    Основные направления познавательного развития дошкольников по фгос. Познавательное развитие в дошкольном возрасте

    Анна Симора
    Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»

    ДОКЛАД по теме

    «Образовательная область «Познавательное развитие »

    Маленький ребенок по сути своей – «большая почемучка» . Он все хочет

    знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А

    от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими

    знаниями он будет обладать .

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности .

    Что дает познавательная деятельность ?

    В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка , лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание . Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка . Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию , развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому педагоги должны четко придерживаться разработанных критериев.

    Что такое ФГОС

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно :

    к объему образовательной программы и ее структуре;

    к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты

    программы;

    к полученным результатам, которых смогли добиться учителя -

    логопеды, учителя - дефектологи, воспитатели , обучающие дошкольников.

    Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего

    образования . Поэтому к нему предъявляется так много требований и

    вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

    ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались

    конспекты занятий , направленные на познавательное развитие

    дошкольников.

    Задачи познавательной деятельности

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи :

    Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов

    Формирование действий, направленных на познание окружающего

    мира, развитие сознательной деятельности.

    Развитие творческих задатков и воображения .

    Формирование знаний о самом себе, других детях и людях,

    окружающей среде и свойствах различных предметов.

    Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер,

    количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и

    следствие.

    Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие

    культурные ценности.

    Даются представления о национальных праздниках, обычаях,

    традициях.

    Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме

    для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

    Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного

    мира и работают с местными экземплярами.

    Формы работы по развитию познавательной деятельности

    Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их

    возможности и развивать деятельность , направленную на изучение мира и

    окружающего пространства. Мы, воспитатели , стараемся так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

    К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в

    ДОУ, относятся :

    личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

    применение различных дидактических заданий и игр;

    использование приемов в обучении, которые помогают в становлении

    у детей таких черт, как воображение , любознательность и развитие речи ,

    пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

    Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются

    своеобразные игры . Познание через игру , так как игра в дошкольном

    возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без

    игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с

    предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной

    деятельности.

    Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится

    зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж.

    После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке.

    Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

    Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями.

    Игры, основанные на природных объектах, помогают

    лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет,

    систематизирует знания, обогащает словарный запас.

    В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

    Каким хотят видеть своего ребенка родители?

    В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя» , способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

    Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

    По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но по рассуждать, поразмышлять и прийти к

    собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к

    творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и

    самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что

    они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите

    детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

    Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

    С возрастом у ребенка меняются возможности и потребности.

    Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для

    детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими

    исследовательским возможностям.

    Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

    Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более

    многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки ,

    помогающие развитию воображения . Часто можно увидеть ребенка,

    играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим

    из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте

    предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится

    знаковым предметам. Образно -символический материал выходит на первый

    план после 5-ти лет.

    А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–

    трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей

    обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими,

    простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к

    примеру : форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с

    игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать

    вещами, подражая маме или папе.

    Средняя группа

    Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение

    расширения представлений о мире, развитие словарного запаса . Необходимо

    наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с

    учетом выделения необходимых зон : музыкальная, природный уголок, зона

    книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по

    принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы

    располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это

    необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в

    средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для

    этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал

    о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,

    карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети

    каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе

    изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

    Не забываем об эксперименте

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование

    экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент :

    во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять

    детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась

    грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно

    сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи

    пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а

    бывает «грибной» , когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и

    податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному

    развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши

    изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны

    понять устройство мира.

    Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

    Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

    Что дает познавательная деятельность

    В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

    Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

    В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

    В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

    Что такое ФГОС

    Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

    Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

    Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

    Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

    Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

    Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

    Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

    Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

    С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

    Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

    Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

    В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

    А как же малыши?

    Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

    Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

    Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

    Средняя группа

    Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

    Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

    Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

    Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

    В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

    Не забываем об эксперименте

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

    При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

    Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

    Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

    Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

    Что дает познавательная деятельность?

    В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

    • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
    • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
    • Развитие творческих задатков и воображения.
    • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
    • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
    • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
    • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
    • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

    ОО Познавательное развитие включает в себя:

    • Формирование элементарных математических представлений
    • Развитие познавательно – исследовательской деятельности
    • Ознакомление с предметным окружением
    • Ознакомление с социальным миром
    • Ознакомление с миром природы

    Формы работы по развитию познавательной деятельности.

    Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

    К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

    • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
    • применение различных дидактических заданий и игр;
    • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

    Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

    Сомнение - главный аргумент.

    Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ

    Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

    Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

    Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

    К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

    Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

    На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

    Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

    позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

    Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

    В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

    Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

    Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

    Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

    Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

    Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

    Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

    Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

    Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

    Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

    Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

    Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

    Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

    Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

    Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

    Организацию и решение познавательных задач;

    Применение экспериментирования в работе ДОО;

    Использование проектирования;

    в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    Формирование познавательных действий, становление сознания;

    Развитие воображения и творческой активности;

    Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

    Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

    Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

    Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

    Формирование элементарных математических представлений.

    Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

    Ознакомление с предметным окружением.

    Ознакомление с социальным миром.

    Ознакомление с миром природы.

    Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

    Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

    Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

    К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

    При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

    Используемая литература:

    1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

    2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

    3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

    4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

    5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 3 г. Томск Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Гидревич Евгения Викторовна, старшие воспитатели 2014 г.


    Познавательное развитие Познание - это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира. «Познание» согласно ФГТ (2009 г.)это образовательная область направленная на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО (2013 г.)образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.


    ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: - Развитие любознательности и познавательной мотивации; - Формирование познавательных действий, становление сознания; - Развитие воображения и творческой активности; - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и т. д. - Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. - Таким образом познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.


    I стадия – Любопытство; II стадия – Любознательность; III стадия – Познавательный интерес; IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. По мнению Микериной А.С. аспиранта кафедры дошкольной педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета целесообразно выделить 4 стадии познавательного развития


    Стадии познавательного развития I стадия - Любопытство Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. II стадия - Любознательность Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.


    Стадии познавательного развития III стадия – Познавательный интерес Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования. IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 1. Экспериментирование Практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств. Качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?» дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.) «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 2. Организация решения познавательных задач Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний. Примеры задач: Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Живая природа: Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи.Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог.


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 3. Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструктировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования. Примеры проектной деятельности: клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подвлдный мир», «Времена года» и др.


    Формы работы по познавательной деятельности с детьми начиная с 1 мл.гр. и до подгот. гр: - Наблюдения - Исследования и экспериментирование - Предметно-манипулятивная игра - Встречи с природой - Рассказы взрослых - Беседы педагога с детьми - Познавательные рассказы педагога - Чтение познавательной литературы - Разбор проблемных ситуаций и их решение - Разгадывание загадок - Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера - Информационные занятия - Познавательные практикумы - Игровые мероприятия - Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий


    Литература: - Авторская разработка автора Ольги Шитиковой, Международный образовательный портал «MAAM» - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования» (А.С. Микерина). Журнал «Начальная школа плюс До и После» 12, 2013.