Войти
Женский портал - Dreamcanary
  • Самый красивый маникюр для подростков с фото и видео
  • Уход за новорожденным ребенком
  • Кошачья гордость, волчья честь
  • Конструирование «Алёнушка
  • Международный женский день - история и традиции праздника Сведения о празднике 8 марта
  • Поздравления с днем школьных библиотек Фон для поздравления с днем библиотек
  • Методика обучения конструированию во всех возрастных групп ДОО. Применение навыков конструирования в разных видах деятельности

    Методика обучения конструированию во всех возрастных групп ДОО. Применение навыков конструирования в разных видах деятельности

    Министерство общего и профессионального образования

    Свердловской области

    ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

    Развитие навыков конструирования у младших школьников в процессе изучении учебного курса «Технология»

    Исполнитель:

    Громова Валерия Олеговна

    Студентка 4 курса 46 группы

    специальность 44.02.02

    «Преподавание в начальных классах»

    Руководитель:

    Гусарская Валентина Владимировна,

    Преподаватель 1КК.

    Введение

    Глава I

        Характеристика конструирования как вида продуктивной деятельности младших школьников

        Навыки конструирования и особенности их развития в младшем школьном возрасте

    Глава II . Возможности учебного курса «Технология» в процессе развития навыков конструирования у младших школьников

    2.1. Уроки технологии в начальных классах

    2.2 Сравнительный анализ программ по учебному курсу «Технология»

    Заключение

    Список используемых источников

    Введение

    Значение образования в жизни современного общества зримо воз­растает. В последнее время именно качество обучения и воспитания все более опреде­ляет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечиваю­щей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.

    Перед современной школой стоит задача найти возможности воспитания творческой, активно действующей личности. Основная целью образования является обеспечение готовности подрастающего поколение к будущей творческой деятельности, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.

    Мы живем в век информации, в век бурных изменений, произошедших за относительно короткий период, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивая в себе творческую активность.

    Логическое и креативное мышление развивается в процессе всего обучения детей в младшей школе. Особое место в этом процессе отводится учебному предмету «Технология». Большой популярностью во всем мире пользуется искусство оригами, которое никого не оставляет равнодушным, особенно детей. Конструирование по типу оригами развивает у учащихся фантазию, воображение, моторику рук, пространственное мышление, воспитывает эстетический вкус, волю, аккуратность, трудолюбие.

    Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.

    Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

    Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

    Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

    Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание школьников.

    Объект исследования - развитие навыков конструирования у детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования - уроки технологии.

    Цель исследования - обосновать значение уроков технологии для формирования конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи :

      Изучить научно-методическую и справочную литературу по данной проблеме;

      Рассмотреть понятие конструктивной деятельности;

      Выявить формирование навыков конструирования на уроках технологии;

      Разработать комплексную программу по ознакомлению с оригами детей младшего школьного возраста.

    В процессе исследования мной были использованы следующие методы :

      метод эмпирического исследования: позволил определить источники для изучения проблемы исследования;

      методы теоретического исследования (изучение литературы, анализ фактов, систематизация изученного) для определения теоретических основ проблемы.

    В процессе работы использовались анализ научно-практической и методической литературы, обзор интернет сайтов, подбор иллюстративного материала, конспектов уроков, разработка образцов и технологических карт для выполнения оригами.

    Глава I . Теоретические основы развития навыков конструирования младших школьников

        Характеристика конструирования как вида продуктивной деятельности младших школьников

    Конструирование (construere) - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов, направленное на получение продукта.

    Конструирование, является одним из видов продуктивной деятельности, которое позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках технологии. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области трудовой деятельности. Но вместе с тем конструирование, как продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

    В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений.

    В литературе различают два вида конструирования:

      Техническое конструировании - создает предмет в его материальной и функциональной основе.

      Художественное конструирование - наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией и красотой.

    Необходимо сказать, что конструирование присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.

    Можно использовать элементы конструирования, которые предполагают в предмете:

      единство цвета и формы;

      сочетание материала и формы;

      соответствие формы назначению;

      пропорциональность различных форм в композиции.

    Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также их привлекает оформление предметной среды оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов.

    В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не связаны с производственной средой, ограничивают круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовать для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

    В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:

      личная направленность;

      психологическая структура деятельности;

      уровень развития механизмов мышления.

    Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.

    Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей:

      творческое воображение;

      зрительное восприятие и зрительная память;

      целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.

    Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.

    Формированию указанных свойств личности могут способствовать конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате обучения.

    Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. В качестве базы их решения и развития конструкторских способностей учащихся, учителя определяют конструкторско-технические знания, умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

      знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала;

      знания свойств материала и элементарной технологии;

      умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

    Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

    Рассмотрим наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий:

    1. Конструирование под диктовку учителя.

    Учитель поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует примы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Учащиеся занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя.

    2. Конструирование по аналогии.

    После того, как учащиеся под руководством учителя изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия.

    3. Конструирование по образцу.

    Учащиеся анализируют конструкцию образца, выясняют из каких деталей он состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования.

    4. Конструирование по собственному замыслу.

    Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы труда.

    5. Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия.

    Включающим общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.).

    6. Конструирование по условиям.

    Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение.

    7. Конструирование в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию конструкции ее воплощению в материале, испытанию в действии.

    При разработке практических заданий для учащихся используют конструирование по собственному замыслу, по условиям, по письменным и графическим описаниям с использованием материала:

    • пластилина;

    • природный материал.

    Именно эти виды конструирования способствуют развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление поделок требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

    Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат, выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Прежде всего дети постигают важную мысль, что конструкция формы должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в удобстве вещи при ее пользовании. Чем полнее соответствует форма своему назначению, чем целесообразнее решена, тем она проще. Поэтому здоровый эстетический вкус расценивает простоту формы как выражение ее красоты.

    Процесс конструктивной деятельности состоит из 2 этапов:

      процесс создания замысла;

      процесс его выполнения.

    В процессе создания замысла происходит обдумывание предстоящей деятельности, представление конечной цели - конструкции, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. Однако, практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и практические действия. При этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

    В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

    Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. В основу систематизации содержания обучения конструированию должна быть положена зависимость конструируемых объектов от их практического назначения.

    1.2 Навыки конструирования и особенности их р азвития в младшем школьном возрасте

    Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

    Наиболее эффективным для формирования и развития творческой активности детей является конструирование, которое дает возможность реального изобретения и моделирования, с раскрытием творческого потенциала. Но для того чтобы обучение стало результативным необходимо создавать условия для младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей.

    Сформулированы следующие психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструкторских умений:

        учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

        учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.

        реализация системно-деятельностного подхода к формированию конструкторских умений.

        подбор заданий по технологии на до конструирование и переконструированние изделий.

        использование разных видов учебного конструирования.

    Раскроем их более подробно.

    Младший школьный возраст характеризуется остротой и непосредственностью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, которую учитель и родители должны поддерживать и создать все условия для повышения интереса к обучению.

    Наиболее характерная черта восприятия учащихся младших классов – это слабая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в различиях при восприятии похожих объектов. Следующей особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является плотная связь его с действиями школьника, его с практической деятельностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, как-либо изменить его, произвести действия: взять, потрогать его, т.е. преобладание практической деятельности, восприятие на сенсорном уровне.

    Младший школьник обладает несколькими формами представлений с видами ощущений и восприятий. Большинство представлений связано со зрительным и слуховым восприятием, что является немаловажным фактором для творческой деятельности – продуктивной формы деятельности обучающихся начальной школы.

    Отличительная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. При развитии творческой активности следует большое внимание уделять формированию эмоционально положительной среды в классе. Поскольку «эмоция предшествует мышлению», в результате чего ребенку будет легче решать поставленные вопросы при изготовлении конструкции какого либо изделия.

    Как отмечает Н.М. Конышева при обучению конструированию «в младших классах целесообразнее основываться на природном интересе и любопытстве детей, и делать упор на формирование обще учебных навыков, навыков общения и внутренней мотивации». Например, индивидуальные задания, задания с учетом интересов детей, опора на практику и пространственные представления, которые сформированы в этом возрасте.

    Для учителя начальных классов важны индивидуальные характеристики со стороны динамических особенностей психической деятельности каждого обучающегося (темп, быстрота, ритм, интенсивность) особенно на уроках технологии, имеющих в основном практико ориентированную направленность, поскольку большая часть времени отводится на работу руками. Младший школьник выражает свои эмоции через форму, композицию и цвет. Если обучающийся не может самостоятельно решить поставленные задачи, то учитель предлагает ему подготовленные заготовки, шаблоны, трафареты, инструменты, создает все необходимые условия для сохранения положительного эмоционального фона у обучающихся. Так как любая эмоция мотивирует, вызывает и направляет мыслительную и психическую деятельность и поведение, что является важным для развития творческой активности и конструкторских умений таких, как:

      умение узнать и выделить объект (видеть существенное);

      умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов;

      умение расчленять, выделить составные части (анализировать);

      умение видоизменить или преобразовать объект по заданным параметрам;

      умение из преобразованного или видоизменённого объекта, или его отдельных частей собрать новый.

    Для обучающихся младших классов присущи общие представления. Этот фактор является немаловажным для полного развития обучающихся информирования подхода к выполнению той или иной работы, связанной с моделированием и конструированием объекта из целых и составных деталей. Конструкторская деятельность, в которую включен ребенок, предполагает наличие достаточно широкого кругозора. Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, где происходят новообразования возрастного развития, такие как произвольность, внутренний план действий и конечно рефлексия.

    У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление. Память развивается на воспроизведении представлений. Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

    Выделяются такие виды мышления:

      предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;

      наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста).

    Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле, имея образ, не учитывая внутренних характеристик и взаимодействий объекта. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают осознанный и произвольный характер.

    Обучение в школе позволяет младшему школьнику научиться регулировать, управлять своим мышлением. Такие способности формируются при выполнении обязательных заданий, регулярно ставящихся учебных задач учителем в классе и в качестве домашнего задания. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

    Важной особенностью младшего школьного возраста является фантазия – это их мифотворчество. Дети рассматривают «смысловые метки» в предметном и пространственном мире, который осваивают. Поэтому они в этом возрасте без особого труда могут воплощать в жизнь увиденный объект, составляя его из предложенных деталей, подбирая формы, необходимые для создания образов, проводят ассоциационную параллель с предметами по описанию, которые имеют определенные пространственные виды: форму, цвет, размер.

    Всё это говорит о том, что младший школьник имеет психологическую базу для обучения и самостоятельной продуктивной деятельности на уроках технологии. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей в процессе обучения.

    Конструирование – это «стены» для готового фундамента навыков при работе с бумагой, тканью, природным материалом, металлическими и пластмассовыми деталями из набора «Конструктор». Это направление необходимо поэтапно включать в тематику уроков технологии и, конечно, развивать творческий подход к выполнению работы, а также предлагать всевозможные самостоятельные варианты для выполнения заданий, вызывающих интерес у младшего школьника и позволяющие мотивировать его к учению.

    В процессе конструирования основное развивающее воздействие в практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Главная, наиболее значимая работа при этом, совершается с применением системно-деятельностного подхода в процессе обучения. Разумеется, для ребенка, познающего мир, важными являются не только теоретические, но и практические действия, направленные на воплощение умозрительных конструктивных идей: овладение инструментами, приемами обработки материалов и прочее. Они позволяют накапливать сенсорный опыт, формируют координацию и точность движений, учат строить осознанную систему действий. Однако нельзя сводить сложный процесс конструирования лишь к обогащению практических действий с предметами. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, должны более тесно взаимодействовать с процессами мышления, которые в дальнейшем станут опорой для выполнения заданий с дополнительными моментами в работе, таких как доконструирование и переконструирование изделия.

    Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает; для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому в младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт. В построение более сложных познавательных процессов необходимо включать в практическую деятельность разновидовое конструирование.

    Исходя из этого, нельзя признать отвечающими научным требованиям такие методики преподавания технологии, которые разъединяют практическую и умственную деятельность обучающихся. Подобное разделение имеет место во всех тех случаях, когда ребенок механически работает от начала до конца по инструкции, шаг за шагом выполняя разработанные кем-то действия. Такая организация работы фактически исключает деятельность обучающегося и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития главное, ради чего и существует обучение. Целесообразно предлагать обучающимся задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать поиску и стимулированию их познания.

    Именно с таких позиций мы должны подходить к определению учебного конструирования: этот процесс включает активное мышление обучающегося, направленное на решение интеллектуально-педагогической задачи. Дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.

    Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка никаких затруднений, то при его выполнении не требуется мыслительного сопровождения. Здесь решающую роль играют прочно закрепленные в его памяти соответствующие навыки и элементарные технологические операции.

    Конструкторские способности младших школьников учителю предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать в работе. Чтобы предметно-практическая деятельность могла получить название конструирование, имела бы образовательный и развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе условия и задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

    Хочется отметить, что планирование практических действий, направленных на получение вещественного результата изделия для обучающегося может иметь определенный смысл: оно учит «охватывать» данную часть процесса конструирования целиком, анализировать взаимосвязь действий и их результатов, находить наиболее рациональную последовательность. С учетом вышесказанного, прием планирования обучающимися своих действий можно и нужно использовать в организации работы при конструировании на уроках технологии. Неоправданное использование этого приема может нанести существенный вред, превращая творческий процесс решения конструктивной задачи в цепочку механических практических действий.

    Глава II . Возможности учебного курса «Технология» в процессе развития навыков конструирования младших школьников

    2.1. Уроки технологии в начальных классах

    Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования, ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. Обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников технологической компетентности. Способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению практических задач.

    В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

    Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

    Целью курса технологии в начальных классах – развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

    Эта цель обуславливает следующие задачи:

      развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;

      формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;

      формирование у учащихся практических навыков художественной обработки различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;

      целенаправленного и систематического формирования умений, навыков планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки своего и чужого труда, самообслуживания.

    Программой трудового обучения в начальной школе предусмотрено знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:

      сельскохозяйственными трудом;

      бытовым трудом;

      основами художественной обработки различных материалов;

      трудом самообслуживания;

      техническим трудом и техническим моделированием.

    Деятельностный подход к построению процесса обучения технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета. Это способствует формированию у младших школьников не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

    Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

    При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

    Характерными особенностями учебного предмета технологии являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

    В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

      развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

      освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

      овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

      воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

    Предмет «Технология» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.

    В новом федеральном компоненте государственного стандарта по технологии для начального общего образования выделены следующие содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способы деятельности, технология изготовления изделий из различных материалов опыт практической деятельности, домашний труд, практика работы на компьютере.

    В содержании курса трудового обучения занимает раздел «Основы художественной обработки различных материалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

    В процессе изучения курса технологии у детей формируется понятие о технологии, как:

        мастерстве, умении выполнять интересные творческие задания;

        процессе превращения ненужных материалов и сырья в нужный продукт;

        способах преобразования человеком того, что дает ему природа для жизни;

        способах создания условий для комфортной жизни;

        науке о преобразовании материалов, сырья и энергии в необходимый продукт.

    В начальных классах учащиеся знакомятся с технологическими процессами изготовления различных изделий, учатся находить рациональный и кратчайший путь к решению учебных и жизненных практических задач. Это дает возможность быстро перейти от репродуктивного к продуктивному, творческому обучению, а также сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего технологического образования.

    В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

    Под «игровыми технологиями» понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде или косвенном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

    В последние годы среди учеников младшего школьного возраста появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего занятия. Детей увлечь и заинтересовать учебным процессом можно через игру. Именно обучение в игре и через игру позволяет каждому ученику поверить в свои силы. А учителю дает возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.

    Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению конструирования, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.

    Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении конструкторских навыках. Игра может заставить ученика вспомнить полученные навыки, пополнить свои знания. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают творческие способности школьника.

    Согласно Б.М.Теплову, творческой деятельностью, в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности.

    Школьники же, за исключением немногих, не могут создать изделия, имеющие общественную новизну и значимость. Поэтому, такое определение для общеобразовательной школы не может быть принято.

    Творчество школьника, считает И.П.Волков, это создание им определённого продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению задачи. В творческом процессе мысленно создаётся образ будущего объекта, идёт непрерывный самостоятельный поиск наилучших вариантов достижения желаемого результата.

    Творчество надо отличать от бессмысленного фантазирования. Одним из видов творческой деятельности является конструирование. По самой своей природе техническая задача связана с поисковой деятельностью.

    Термин конструирование обозначает построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.

    Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами.

    Включение в урок конструирования игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

    Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

    Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

    2.2. Сравнительный анализ программ по учебному курсу «Технология»

    Современное образование предоставляет возможность учителю выбора программ обучения. Каждое образовательное учреждение, руководствуясь своими возможностями и необходимой нормативно-правовой и методической базой, может самостоятельно выбирать программы по различным предметам, в том числе и по технологии.

    При изучении программ мне удалось выяснить, что во всех программах подтверждается тот фактор, что учебный предмет «Технология» является комплексным и интегрированным. Практико-ориентированная направленность содержания в программах естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других предметов. Это сходство создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, что немаловажно для таких видов деятельности, как конструирование и моделирование.

    Таким образом, во всех программах предусматривается знакомство с основными материалами, техниками, основами конструирования и моделирования, техникой безопасности. Основным методом обучения в программах является практический метод и метод проекта.

    Во всех УМК задачи изучения технологии ставятся в соответствии с ФГОС НОО и ориентированы на развитие всех универсальных учебных действий. Задачи отхватывают не только необходимость развития технологических знаний и умений, но и развитие познавательной, эмоциональной, эстетической, духовно-нравственной, коммуникативной сферы.

    Было выявлено, что самое большое количество часов, отведенных конструированию, отмечено в программе «Школа 2100» (таблица№1).

    В данной таблице приведены данные по формированию конструкторских умений (в разделе «Конструирование») по количеству часов и в анализируемых программах по классам.

    Обучение в начальной школе на уроках технологии закладывает базовые навыки при работе с двумя типами конструирования: техническим и художественным, а это и есть ориентированная направленность в содержании анализируемых программ. Конструирование - создание различных объектов. Мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы создать изделие, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений на начальных этапах обучения.

    На уроках технологии часто приходится рассматривать и анализировать природные формы и конструкции как универсальный источник интегрированного и комбинированного метода обучения младших школьников. Именно этот фактор является одинаковым при сравнении данных программ, так как тематика рассматриваемых программ содержит интегрированную направленность для организации самостоятельной и дифференцированной работы.

    Вариативность программ проявляется в интересной, и многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в представлении выбора материалов, что и должно осуществлять системно-деятельностный подход в продуктивной конструкторской деятельности с положительным результатом.

    Заключение

    В результате анализа научной литературы по проблеме исследования, я пришла к выводу, что в младшем школьном возрасте успешное обучение школьников конструированию на уроках «Технологии» на основе последовательного решения задач, предполагает обеспечение в процессе преподавания тех общепедагогических условий, которые необходимы для интенсивного развития конструктивной деятельности. Эти общепедагогические условия представляют собой нечто иное, как реализацию принципов общей дидактики на уроках «Технологии» - с учетом специфики этого учебного предмета, задач его преподавания, его содержания, своеобразия используемых методов и приемов обучения. Развитие активности школьников на уроках «Технологии» предполагает, прежде всего, создание на каждом из этих уроков педагогических условий, необходимых для ее проявления, и затем последовательную – от урока к уроку, перестройку этих условий с целью обеспечения постепенного нарастания требований к учащимся, к проявляемой ими активности, к уровню их творческих работ.

    На уроках конструирования из бумаги в начальной школе – идеальный способ всестороннего развития ребенка и увлекательный способ досуга. Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

      учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

      развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;

      стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

      развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;

      способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;

      совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    В результате проделанной работы можно сделать вывод, что значение конструирования в жизни школьников велико. Творческое мышление школьников и их творческая активность должны иметь позитивное направление. Они должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Поэтому, предлагая детям ту или иную задачу, прежде всего нужно учитывать наличие знаний по данному вопросу.

    Подводя итоги, я могу сказать, что цель и задачи выпускной квалификационной работы решены.

    Список используемых источников

    Приложение №7. Таблица №1

    Параметры сравнения

    УМК «Школа России»

    УМК «Перспективная»

    УМК «Школа 2100»

    Количество часов в год

    Цель и задачи программы

    Цель:

      овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;

      освоение продуктивной проектной деятельности;

      формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

    Задачи:

      формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

      формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

      формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

      развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

      обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

      обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

      Формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.

    Цели не выявлено.

    Задачи:

      формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

      развитие знаковосимволического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

      формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку.

    Цель:

    Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность

    Задачи:

      формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

      развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей);

      творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

      развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

      формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий;

      развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

      формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).

    1 класс

    Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги (складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку.) Неразборные и разборные конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей

    «Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков». В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).

    Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные и разборные конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей

    2 класс

    Конструирование из готовых форм. Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

    Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу. Практические работы: создание вертушек и моделей самолетов, динамической модели

    Конструирование из готовыхформ (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

    Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соедини- тельных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.

    Конструирование и моделирование. Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия). Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно художественным). Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения теплого воздуха; устройства из полос бумаги; компаса; весов для определения веса воздуха; флюгера

    Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соедини - тельных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.

    4 класс

    Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторское технологическим и художественным условиям

    Технических.

    Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.

    Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторское технологическим и художественным условиям.

    Консультация «Конструирование как средство развития познавательных способностей детей»

    Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала)

    Первый вид – техническое конструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид – художественное конструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

    Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.

    Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки- поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятия способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.

    Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязь конструирования и развития познавательных способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, мы с ребятами рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканями различными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место в конструирование занимает техника "Оригами". При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.

    Так же в процессе конструирования развивается:

    Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;

    Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т. д.) .

    Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.

    Творческие способности – это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора

    Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

    Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

    Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников.

    В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

    Трудолюбие,

    Самостоятельность,

    Инициатива,

    Упорство при достижении цели,

    Организованность.

    Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

    Умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;

    Работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.

    Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.

    Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.

    Очень важная роль в процессе конструирования отводится взрослому, для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

    Основными приемами обучения являются следующие:

    1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

    2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

    3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

    4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

    При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.

    Игровые занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.

    Практика работы показывает, что в большей степени развивают у дошкольников речь и творческие способности такие формы организации обучения конструированию (по Л. А. Парамоновой, как:

    Конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,

    Конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,

    Конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,

    Конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.

    Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

    Методическая разработка

    Введение
    Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение отдается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становление личности ребенка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности- вот главные задачи которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
    Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
    Конструирование в детском саду было всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящий из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам. Есть, например, конструкторы, где программа составляется с помощью пластиковых карточек на которых заложены определенные функции.
    В ДОУ № 27 «Росинка» осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководству строительными играми и поэтому здесь существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, конструирование приобретает целенаправленный характер.
    Мы имеем достаточное количество деревянных строительных наборов, из которых строим ракеты, мосты, качели и пр. В ходе работы происходит знакомство с простейшими свойствами геометрических тел, их форм, площадей и объемов развивается наблюдательность; дети приобретают некоторые сведения технического характера.
    Конструкторы собирательного типа «Мой город», «Флора» развивают фантазию, креативное мышление, воображение. При этом дети совершенно не следуют предложенным производителем схемам, они находит десятки собственных, индивидуальных решений.
    Магнитные мозаики рекомендуют психологи. Это как обычная мозаика только еще лучше. Можно создавать шедевры, картины, выкладывать узоры как в мандале, можно знакомиться с цветом и формой, можно изучать геометрию или творить абстракцию. Эти игры дают психологическое равновесие, отступает боязнь что то начать ("боязнь белого листа").
    Магнитные конструкторы - это новый вид конструкторов. Они развивают мелкую моторику, помогают реализовать творческий потенциал, дают возможность получить множество новых знаний в области физики и геометрии, логики. Детали этого конструктора универсальны, а результат творческой деятельности безграничен. Это могут быть и фигуры на плоскости, объемные, различные животные, машины. В играх с данным строительным материалом у детей формируется интерес к технике.
    Очень важным представляется тренировка работы в коллективе, умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения.
    С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, как следствие проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
    Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитываю у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы друзей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели.
    Правильно организованные игры со строительным материалом способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия».
    Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления детей. Такие процессы мышления как анализ и синтез, умение сравнивать, еще очень слабо развиты у дошкольника. Необходимость же выделять в наблюдаемых сооружениях конструктивные особенности, точно воспроизводить постройки, заставляют ребенка прибегать к сравнению, анализу и синтезу, установлению сходства и различия, приучают не удовлетворяться случайным решениям конструктивной задачи, а находить более целесообразное.
    В связи с этим определяется цель работы.
    Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:
    1. Развивать у детей самостоятельность мысли, инициативу, смекалку и изобретательность в решении конструктивных задач.
    2. Совершенствовать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывая свои действия, планировать свою конструктивную деятельность.
    3. Побуждать детей к использованию в игре приобретенных умений и навыков конструирования.
    Данные задачи определяют основные принципы организации деятельности:
    - принцип создания непринужденной обстановки- дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается возможность самим придумывать, планировать, конструировать свою постройку;
    - принцип последовательности- усложнение выполнения творческих заданий от простого к сложному;
    - принцип творческой направленности- создание условий для творческого самовыражения ребенка, с учетом его индивидуальных способностей;
    - коллективность деятельности- равноправное участие каждого ребенка в строительной игре;
    - принцип партнерства- вовлечение родителей в воспитательный процесс.

    Особенности игр и занятий со строительным материалом

    Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода.
    Ни один вид детской деятельности не дает такой четкости образа как стройка. В стройке мысль ребенка направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении.
    С каждым годом увеличивается число детей с ОНР. В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата ребенок может воздействовать на мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Расширяется словарный запас у детей. Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия, которые в других видах деятельности почти не совмещаются.
    Кроме того, большое значение для сохранения физического и психического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворения потребностей и интересов.
    В непосредственной деятельности детей по сооружению игровых построек воспитываются волевые качества, произвольность таких психических процессов, как внимание, восприятие. Это способствует воспитанию у детей умения доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями.
    Работа по конструированию убеждает в том, что у каждого ребенка можно воспитать интерес к игровой строительной деятельности, каждый ребенок, при определенных условиях, способен к творческому участию в строительной игре. Строительные игры доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми и ловкими, легко подчиняются контролю глаза. Улучшается согласованная работа ребенка отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.
    Для того чтобы воспитать у каждого ребенка эстетические чувства, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть деятелем.
    При организации строительной игры дети учатся создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, что бы действия экономными, учатся целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий, если постройка выполняется группой детей, учатся видеть красоту самого процесса стройки.
    В строительных играх формируется такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать умение правильно ориентироваться в пространстве.
    Но такое многостороннее значение строительные игры имеют только тогда, когда перед детьми раскрываются конструктивные возможности материала.
    Направление работы по конструированию
    Работа с детьми Работа с родителями
    Работа с детьми
    Работа с детьми по конструированию в ДОУ включает в себя как конструктивную деятельность, так и другие формы работы Конструирование по замыслу, строительные игры, сюжетно- ролевые игры, кружок «Самоделкин».

    Формы работы с детьми
    Занятие конструирование строительные сюжетно- кружок
    в группе по замыслу игры ролевые игры «Самоделкин»
    групповая индивидуальная

    Основной формой организации работы с детьми являются занятия в группе. Большое внимание уделяется индивидуальной образовательной деятельности, так как не все дети одинаково восприимчивы, не все одинаково усваивают приемы работы, не все одинаково умеют пользоваться своими умениями. Такие дети требуют особого внимания.
    С целью заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик, побудить к конструктивной деятельности в процессе занятия используем конструирование по замыслу. Это доставляет детям много радости, сопровождается богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они гордятся результатами своей работы. Конструирование по замыслу хорошо там, что ребенок выбирает ту тему, которая ему наиболее знакома и которая его больше всего интересует в данный момент.
    Детское строительство является органической частью сюжетно- ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек- как один из способов осуществления игрового замысла. Неиссякаем интерес детей к робототехнике. Занятия в кружке «Самоделкин» развивают мелкую моторику рук, тем самым улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движения, поддерживает жизненный тонус. Они заставляют работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает что он осваивает устный счет, состав числа. производит простые арифметические действия. Каждый раз не произвольно создаются ситуации, в которых ребенок рассказывает о том, что он увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровища. Ни это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.
    С этой целью создано достаточное количество строительного материала, что бы одновременно могли заниматься все дети, или хотя бы половина группы. Свободное пользование материалом полезно и в том отношении, что приучает детей чувствовать себя членами коллектива.

    Работа с родителями
    Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желанные для родителей личностные качества детей. Поэтому, главной задачей в работе с семьями дошкольников является просвещение родителей с целью расширения представлений о творческой деятельности, о развитии в ребёнке творческого начала.
    Исходя из этого возникают следующие цели:
    - Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой цели и решать их, находя оригинальные способы решения
    Задачи:
    - Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество не только в стенах ДОУ, но в домашних условиях;
    - Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
    - Не навязывая постороннего мнения, выявить чувство симметрии, и эстетического цветового решения построек;

    Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
    открытость детского сада для семьи;
    сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
    создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
    Функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в работу совместную с детьми и педагогами.

    Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями. Предлагать готовые схемы и наглядные изображения для домашней конструктивной деятельности, а так же давать рекомендации по составлению схем самостоятельно.
    - Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю своих детей.
    - Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
    - Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Исследователи подчёркивают: лишь в условиях общения с взрослым творческая деятельность детей активно, целенаправленно развивается, формируется способность эмоционально откликаться на прекрасное в окружающем ребенка мире. Окружающая действительность – основной источник развития детского конструктивного мышления.
    Только в том случае, когда есть связь педагог – дети – родители, можно дать ребёнку творческий импульс к развитию способностей, а также оказать эмоциональную, духовную поддержку и наполнить его кругозор творческой энергией.