Войти
Женский портал - Dreamcanary
  • Как связать крючком апельсиновый мотив Цветок для апельсиновой сумочки
  • Баба Яга своими руками: подборка интересных идей Баба яга из чулка пошагово
  • Окрашивание волос в технике омбре в домашних условиях
  • Моя подруга мне не товарищ: Как понять, что с вашей дружбой что-то не так
  • Как выглядеть отдохнувшей в любой ситуации?
  • Маска для волос из глины и правила ее использования
  • Конспект нетрадиционные методы рисования план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования, кляксография, в старшей группе "чудеса вокруг нас" Конспект занятия по рисованию нетрадиционная тех

    Конспект нетрадиционные методы рисования план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования, кляксография, в старшей группе

    Муниципальное образование «Кабанский район»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

    Конспект ООД

    Нетрадиционное рисование

    «Таинственное послание»

    старшая группа

    п. Каменск

    2018 год

    Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью, клеем, акварелью.

    Задачи:
    Образовательные:

      формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;

      учить детей наблюдать и проводить экспериментирование при использовании нетрадиционной техники рисования с помощью акварельных красок и соли, делать выводы.

    Воспитательные:

      воспитывать любовь к природе.

    Развивающие:

      развивать эстетическое восприятие и воображение;

      вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке;

      продолжать развивать навыки экспериментирования.

    Материалы для занятия : презентация с фотографиями морозных узоров на стеклах (если негде посмотреть узоры на окнах) ; альбомные листы в форме окна, клей ПВА в баночках с дозатором, соль крупная, поваренная, кисть, стаканчик с водой, салфетка, клеёнка (на каждого ребёнка).

    Организационная часть

    Воспитатель: Ребята, представляете, к нам пришло письмо одно, было странное оно. Вместо марок – три снежинки, не конверт – узор на льдинке. То письмо не на листке, а на вашем, на окне. Посмотрите, пожалуйста, на окно. Прочитать стихотворение.

    Мороз узором по стеклу ползёт

    И кружева плетёт без спиц умело.

    Вот чудо – сказка на окне растёт –

    Фантазию зима внедряет смело!

    Ты окон двух похожих не найдёшь.

    На каждом свой рисунок – персональный.

    И каждый вид по-своему хорош!

    Мороз – художник очень уникальный!

    Сильнее чем мороз – тем сказочней узор!

    Ты только всё увидеть постарайся!

    Расправь ты крылья, ощути простор

    И в сказке очутиться попытайся!

    Как вы думаете, кто нам написал это письмо на окне? (ответы детей) Вы правы – эти замечательные узоры на нашем окне - послание от Деда Мороза . Что же он зашифровал в этих узорах? Давайте рассмотрим поближе (дети подходят к окну и рассматривают узоры, высказывают свои предположения).

    Воспитатель : Молодцы, дети, много чего вы увидели в узорах, нарисованных Дедушкой Морозом. А хотите, вам расскажу, что я увидела в морозных узорах? Посмотрите, какие красивые веточки-травинки, белые снежинки, завитушки и крючочки студеные нарисовал добрый волшебник Мороз. Дедушка Мороз пишет , что это он деревья прикрыл и украсил снежными шапками, на ёлочки надел меховые варежки, узорами морозными расписными украсил окна домов. Пишет он, что много работает, старается, но не успевает разукрасить все окна, во всех домах. Ведь окон много, а он, Дед Мороз один. Но хочется ему, чтобы все вокруг любовались морозной красотой. И поэтому просит вас помочь ему нарисовать разные морозные узоры на окнах. Поможем, ребята? (ответы детей)

    Воспитатель : А я научу вас рисовать такие узоры, чтобы они были очень похожи на настоящие, необычным способом – акварельной солевой живописью, то есть клеем, солью и акварелью . Хотите? (ответы детей)

    Но сначала предлагаю вам немного размяться.

    Физкультминутка:

    На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и

    Чтобы носик не замерз, топают ногами

    Надо ножками потопать

    И ладошками похлопать.

    С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

    Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

    Будем их ловить руками

    И покажем дома папе, маме.

    А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.

    Снегом замело дороги.

    Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

    Поднимаем выше ноги.

    Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

    И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

    Практическая часть

    Воспитатель : Ну вот, немного отдохнули, а теперь начнем разукрашивать наши окна. П оказать последовательность выполнения работы, приемы рисования клеем различных узоров из точек , линий и веточек.

    На мокрую поверхность нашего окна наносим сочетающиеся между собой акварельные краски холодных цветов (фиолетовой, синей, голубой), которые распределяем плавными переходами. Делать это нужно быстро и брать как можно больше воды. После чего на цветной фон начинаем сыпать соль, благодаря которой краска сворачивается в крапинки. Затем, контурным рисунком, наносим клей, в виде морозных узоров (веточек, травинок, завитков, снежинок и т.д.), и снова засыпаем нарисованные узоры солью. Клеевые узоры получаются выпуклыми. Излишки соли нужно будет стряхнуть после полного просыхания рисунка.

    Воспитатель наблюдает за работой детей, оказывает помощь (индивидуальная работа) , предлагает прерваться на пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»

    Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному

    Мы во двор пришли гулять. "Идём" по столу указательным и средним пальчиками

    Бабу снежную лепили, "Лепим" комочек двумя ладонями

    Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами

    С горки мы потом катались, Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

    А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

    Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки

    Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

    Творческая работа детей.

    Итог занятия :

    Воспитатель : Давайте посмотрим, что у нас получилось. Мы с вами сегодня смогли прочитать послание Дедушки Мороза, и сами стали волшебниками, рисующими морозные узоры.

    Волшебник-художник застыв у стекла,

    С любовью своей рисовал,

    И дивный рисунок в проеме окна

    На память зиме посылал.

    Я так люблю рассматривать узор,

    Он очень тонок, индивидуален...

    Всё то, что на стекло нанёс мороз,

    Всё так загадочно...полно различных тайн.

    Спасибо вам за помощь, за такие красивые узоры на окнах. Я думаю, Дедушке Морозу они очень понравятся. Отметить в каждой работе наиболее удачный элемент . Ребята, посмотрите, и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным) Что напоминают крупинки соли? (снег, иней) Что происходит с солью, если её насыпать на цветную акварельную воду (при попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент, поэтому вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы). Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?(акварельная солевая живопись)

    Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

    Цель : Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография.

    Задачи :

    Образовательные : Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Формировать умение передавать цветовую гамму.

    Развивающие : развивать творческое мышление детей путем проблемных ситуаций, любознательность, воображение. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

    Воспитательные : Воспитывать аккуратность. Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.

    Оборудование : - 2 одинаковые картины, но на одной большая клякса черного цвета;

    Трубочки для коктейля;

    Листы бумаги, с предварительно нарисованными облаками в файлах (4шт);

    Фломастер синего цвета;

    Листы бумаги формата А4;

    Разведенная гуашь разных цветов;

    Ложечки;

    Стакан непроливайка с водой;

    Салфетка (на каждого ребенка).

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, вы верите в волшебство? (Ответы детей)

    Воспитатель: Каких волшебников из сказок вы знаете? (Ответы детей).

    Почему я не волшебник?!

    Мне бы палочку достать

    И магический учебник…

    Вот была бы благодать!

    (раздается стук в дверь. Открываю дверь, на полу лежит письмо).

    Воспитатель: К нам пришло письмо! Давайте посмотрим, что в нем написано? (ответы детей)

    Воспитатель: Это пишет фея из волшебной страны Кляксография. (читает письмо)

    «Здравствуйте ребята. В волшебной стране, в которой я живу есть другие феи, эльфы и волшебники. А еще здесь живет вредная Клякса и она испортила мой рисунок. Везде оставила свой грязный след. Помогите мне ребята исправить мой рисунок и прогнать Кляксу.»

    Воспитатель: Ну что ребята отправимся в волшебную страну Кляксографию и поможем бедной феи? (ответы детей). Но для того, чтобы попасть в эту страну нам нужно произнести заклинание, повторяйте за мной:

    В руки палочку возьму

    Волшебство я призову,

    Чудо в гости к нам придет,

    В старину нас унесет.

    Воспитатель: Вот мы с вами и в волшебной стране Кляксографии. Давайте посмотрим, что же еще написала нам фея в письме.

    «Для того, чтобы мне помочь вам нужно поиграть с облаками. Превратить их в различных забавных животных».

    Воспитатель: Закройте глаза, представьте голубое небо, по которому плывут облака. Открывайте, а вот и первое чудо!

    (пока дети закрыли глаза воспитатель развешивает на мольберте заранее нарисованные облака в файлах)

    Воспитатель: Это же облака! Но посмотрите какой интересной они формы. А у меня есть волшебная палочка, так давайте совершим волшебство и посмотрим, во что они превратятся! На что похоже это облако?

    (Дети отвечают, и воспитатель дорисовывает на файле детали: уши, хвост, лапы).

    Воспитатель: Какие веселые облака плывут в нашей группе! Наша фея уже не так грустит. Но как вы думаете чем мы можем еще ее развеселить?

    (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно, мы можем сделать свои разноцветные кляксы и показать вредной Кляксе, что можно быть доброй и веселой. Но прежде чем приступить к рисованию давайте немного отдохнем.

    Физминутка:

    «Вот помощники мои»

    Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони

    Их как хочешь поверни:

    И вот эдак, и вот так, Потираем руками.

    Не обидятся никак.

    Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.

    Не сидится им опять.

    Постучали, повертели Стучим по столу.

    И работать захотели. Потираем руками.

    Поработают немножко,

    Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.

    Постучали повертели Круговые движения кистями.

    И опять обратно в путь. Хлопаем в ладоши.

    Воспитатель: А теперь приступим к работе. Перед вами на столе лежат листы бумаги (в горизонтальном положении) и стоят баночки с краской и ложечки. Зачерпываем ложкой краску (в баночке жидкая краска, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно (капельку) . С помощью трубочки дуем на кляксу, чтобы ее конец не касался ни бумаги, не краски. При необходимости лист можно поворачивать. Такая техника рисования называется – кляксография. А для того чтобы рисунок получился красивым нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Какие красивые и яркие кляксы! Подумайте на что они похожи? Теперь можно взять кисточку и дорисовать детали к вашим кляксам, чтобы они превратились в необычных животных.

    (В процессе работы воспитатель помогает тем детям, которые испытывают затруднения).

    (Пока дети рисуют воспитатель меняет грязный рисунок на мольберте на чистый).

    Воспитатель: Ребята посмотрите, вы помогли феи и исправили ее рисунок. Вредная Клякса исчезла! Молодцы! А теперь нам нужно возвращаться в детский сад.

    Вокруг себя повернись

    И в детский садик возвратись!

    Итог:

    Ребята где мы с вами сегодня побывали? А что научились рисовать? А как называется этот способ рисования? Вам понравилось? У вас хорошо получилось, вы молодцы!

    Список используемой литературы:

    Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
    « Рисование с детьми дошкольного возраста». Р.Г. Казакова Нетрадиционные техники.

    «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет. К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин
    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991

    Валентина Гарныш

    Одним из основных видов деятельности детей , посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад, во всех возрастных группах является рисование . Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка .

    Опыт работы с детьми в детском саду показал : рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей , а особенно нетрадиционное , дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования , который, сопутствуя традиционным способам рисования , творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами , дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать . Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!» .

    МОНОТИПИЯ

    Материал : краска, кисточка, бумага

    Ход работы:

    Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь : что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это лес в отражении воды!

    Кляксография с использованием нити

    Материал : трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

    Ход работы.

    Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Нетрадиционная техника рисования , фото которой представлено вашему вниманию, тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Например, вот эту кляксу нужно нарисовать в обязательном порядке округлой формы. Используя на занятиях техники нетрадиционного рисования , открываются широкие возможности для детской фантазии.

    МЯТАЯ БУМАГА

    Материал : бумага, краски, кисти, тарелочки.

    Ход работы.

    Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок . Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.


    Материал : старые зубные щетки , гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

    Ход работы:

    На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.


    Рисунок точками

    Материал : ватные палочки, гуашь, бумага.

    Ход работы:

    Техники нетрадиционного рисования очень нравятся детям. Написание рисунка точками относится к необычному приему. Для этого берутся ватные палочки и на белый лист бумаги наносятся точки.

    вышеперечисленные техники рисования очень нравятся детям. Они становятся более расслабленными, проявляют фантазию и творческий подход к рисунку.


    Публикации по теме:

    Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы работы с красками развивают пространственное воображение и неординарное мышление.

    Тема проекта: «Нетрадиционные способы рисования для детей второй младшей группы». Составители проекта: Воспитатели МДОУ №72 Кришталь Мария.

    Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования - пуантилизм Введение Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным.

    Конспект занятия с применением техники нетрадиционного рисования «отпечатки пальчиками» для детей младшей группы «Рыбка» Цель: - упражнять детей в технике нетрадиционного рисования "Отпечатки пальчиками" - активизация и пополнение словаря ребенка. - развитие.

    Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

    Руководитель: воспитатель

    Старцева О.С

    г.Сухой Лог, 2017г

    Цель проекта:

      Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.

    Задачи проекта:

    Обучающие:

      Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.

      Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать .

    Развивающие:

      Развивать творчество, фантазию .

      Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

    Воспитательные:

      Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

    Для родителей:

      Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

      Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

    Тип проекта: Творческий

    Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы №9, родители.

    Срок реализации: с 23.01 по 27.01. 2017 года

    Прогнозируемый результат:

      Увеличить динамику высокого уровня развития изобразительной деятельности;

      Умение применять усвоенные техники рисования;

      Стремиться быть оригинальным в выборе средств своего замысла;

      Давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.

    Продукты проекта: Стенгазета, выставки детских работ.

    Актуальность проекта:

    Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности.

    Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..

    Именно творческая деятельность ребенка делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

    Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологи

    Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки и т.д.); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

    К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность(изобразительное искусство, декоративно-прикладное и т.д.)

    Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка.

    нетрадиционное рисование - это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается необычностью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

    Нетрадиционные техники рисования в детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе.

    Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

    План проекта:

    Мероприятие

    Сроки

    Разработка консультации, памятки для родителей.

    Рисование м етодом волшебного рисунка ( с веча + акварель ).

    23.01.17г.

    Рисование-оттиск смятой бумагой.

    24.01.17г.

    Кляксография с трубочкой .

    25.01.17г.

    Зеркальное рисование

    26.01.17г.

    Пластилинография

    27.01.17г.

    Изготовление стенгазеты

    27.01.17г.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №29»

    Конспект НОД

    по рисованию в старшей группе ,

    с использованием нетрадиционных техник

    (свеча и акварель).

    «Ночь для Золушки»

    Ответственный:

    воспитатель Старцева О.С.

    г. Сухой Лог, 2017г.

    Виды детской деятельности:

    Форма организации : групповая.

    Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, при помощи свечи и акварели.

    Программное содержание:

    Задачи:

      развивающие: формировать у детей художественный вкус, выразительность;

      образовательные: у чить детей изображать различные явления нетрадиционными методами рисования; формировать у детей художественный вкус, выразительность; закрепить умение печатать по трафарету, умение рисовать свечой и акварелью, учить создавать выразительный образ звездной ночи, развивать эстетические чувства;

      воспитательные: воспитывать гуманность, аккуратность, интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

    Предварительная работа: чтение сказок с волшебством

    Методы и приемы: беседа, сюрпризный момент Золушки; использование нетрадиционной техники рисования, музыкальное сопровождение.

    Материалы: л ист плотной бумаги, свеча, трафарет-звёзды, акварель синего, голубого или черного цвета, кусочек поролона (на каждого ребёнка), большая книга сказок - в ней иллюстрации к сказке «Золушка», одежда для Золушки, аудиозапись.

    Ход непосредственной образовательной деятельности.

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы с вами вспомним о разных сказках. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, пожалуйста, к каким сказкам эти иллюстрации?

    Ответы детей: Это иллюстрация к сказке «Колобок». А в этом рисунке «Волк и семеро козлят».

    Воспитатель: Какие это сказки?

    Дети: Это сказки про животных.

    Воспитатель: Молодцы. Недавно мы познакомились с волшебными сказками. Какие же они волшебные сказки?

    Ответы детей

    Воспитатель: А какое в этих сказках волшебство, почему они волшебные?

    В волшебных сказках бывают волшебники, феи, превращения. И одна из таких сказок, сказка о Золушке. Давайте вспомним, о чем эта сказка.

    Воспитатель: Жила - была девушка, звали ее Золушка. Была она застенчивая, трудолюбивая и умная, к тому же очень красивая. У нее было две сестры, она любила их, уважала и мачеху. Золушка выполняла всю работу по дому.

    В один прекрасный день ее сёстры поехали на бал. Бал – это такой большой праздник, на котором все веселятся, танцуют в красивых бальных платьях. Нашей Золушке тоже очень хотелось пойти на бал. Она вышла на крыльцо и долго плакала. И вот чудо - тут появилась Фея со своей волшебной палочкой. Она прикоснулась к Золушке, и её старое рваное платье превратилось в бальное, а старые башмачки – в великолепные хрустальные туфельки. И Золушка помчалась на бал. Ребята, скажите, а Фея до сих пор вот так помогает самым трудолюбивым, умным девочкам. Кто вам понравился в этой сказке?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А не хотите ли вы встретиться с Золушкой.

    Дети: Очень хотим!!!

    Основная часть

    Воспитатель: Тсс- сс! Вот она и сама. Из-за большой книги появляется Золушка в старом рваном платье с заплатками.

    Воспитатель: Золушка, а что ты такая грустная, невеселая?

    Золушка (обрадовавшись): Разве вы меня знаете?

    Воспитатель: Конечно, знаем, ты ведь Золушка, и вышла ты из этой книги сказок (показывая на большую книгу).

    Золушка:

    Однажды мне Фея – волшебница

    Подарила прекрасное платьице.

    Как только наступила ночь,

    Вся красота исчезла прочь. Эй, друзья, мне помогите?

    Подскажите, как мне быть! Волшебство как же вернуть?

    Золушка плачет, дети успокаивают её.

    Воспитатель: (обращается к детям) Как вы думаете, а мы можем помочь Золушке?

    Воспитатель: Для того чтобы Золушка стала опять красавицей нам надо нарисовать ночь. Вот тогда волшебство и вернется.

    Воспитатель: Ну а что бы волшебство вернулось и рисунки должны быть волшебными, сейчас я вам это покажу. Предлагаю новую технологию (необычным способом) рисования: берем плотную бумагу, накладываем на нее трафарет, затем берем свечу, красим, убираем трафарет. Далее окрашиваем бумагу в голубой, синий, или же в чёрный цвет. (вызываются 2-3 детей для закрепления способов изображения).

    Воспитатель: За окном сейчас зима, а какое главное волшебство зимой? Конечно же это снег и снежинки. Вот сейчас мы с вами превратимся в снежинок!

    Физминутка (Игра «Волшебное превращение») Мы - снежинки Мы - снежинки (дети стоят свободно, руки вверх) Мы - зимние снежинки Мы на веточке сидели, (покачались) ветер дунул, полетели. (разбегаются) Мы летели, мы летели, А потом летать устали (бегают, кружатся) Перестал дуть ветерок ¬Мы присели все в кружок (приседают на корточки) Ветер снова вдруг подул И снежинки быстро сдул Все снежинки полетели и на землю тихо сели

    Практическая часть

    Звучит тихая музыка. Дети рассаживаются и выполняют работу. После завершения работы с трафаретом, дети раскрашивают рисунок в желаемый цвет. (Во время работы детей, оказывается помощь).

    Заключительная часть

    Тут из-за большой книги появляется Золушка в нарядной одежде:

    Золушка: Спасибо вам друзья. Теперь мое прекрасное платье никогда не исчезнет и я всегда буду нарядная и красивая .

    Золушка вместе с воспитателем обсуждает рисунки детей.

    По завершении работ, рисунки развешиваются на специально приготовленный стенд (доску).

    Воспитатель: Золушка, мы желаем, чтоб ты всегда была такой же веселой, нарядной и блистала на всех балах, проводимых в королевстве.

    Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо! А это вам подарок от Золушки (Раздает всем раскраску про Золушку).


    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №29»

    Конспект

    Совместной деятельности педагога с детьми во II -ой половине дня в старшей группе

    Пластилинография

    «Ежик - наш колючий друг!»

    Ответственный: воспитатель

    Старцева О.С.

    Сухой Лог 2017г.

    Образовательная область: «Художественное творчество».

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация».

    Виды детской деятельности: продуктивная, познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.

    Форма организации : подгрупповая.

    Цель: учить изображать на плоскости «ежа», моделируя его образ с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек.

    Задачи:

    Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;

    Развивать речь, образное мышление, внимание, умение создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт детей;

    Расширять знания о ежах. Воспитывать бережное отношение к животным.

    Материал и оборудование:

    Картон с изображением ёжика, размер ½ А-4;

    Набор пластилина;

    Доска для лепки, стек;

    Влажная салфетка для рук;

    Семечки;

    1. Организационный момент.

    Ребята, отгадайте загадку:

    Сердитый недотрога

    Живет в глуши лесной,

    Иголок очень много,

    А нитки ни одной.

    (Ёж)

    Появляется картинка с изображением ежа.

    2. Основная часть.

    Беседа.

    Кто не знает ёжика? Этого милого, смешного зверька можно встретить в лесу, на даче, даже на обочине дороги.

    А вы видели настоящего ежа? Какой он, расскажите? (Ответы детей).

    К каким животным относится еж? (к диким)

    Ежи активны ночью, а днем отсыпаются в норках.

    А чем они питаются, вы знаете? (Ежи питаются насекомыми, червями, лягушками, ящерицами, плодами растений).

    Да, ребята, ежи всеядны - могут съесть даже ядовитую змею и не отравиться.

    У всех ежей тело со спины и боков защищено колючками, мордочка вытянута вперед и заострена. А почему ежи сворачиваются в шар? (Прячутся от хищников и людей)

    Поэтому, ребята, встретив ежа, не беспокойте его, пусть он идет своей дорогой, у него и так много забот.

    Практическая часть.

    1 этап. Закрашивание ежа пластилином.

    А давайте мы нарисуем своих ежат с помощью пластилина, чтобы он получился как живой.

    Педагог раздает листы картона с готовым силуэтом ежа.

    У ежа есть: голова, туловище, задние и передние конечности. Начнем закрашивать голову и лапки зверька, каким цветом? (черным или коричневым).

    Помните, как надо начинать работу? Расскажите мне (отщипывать маленький кусочек пластилина, скатывать пальцами колбаску, положить на контур головы, прижимать и размазывать по основе).

    Педагог контролирует работу детей, помогает.

    А теперь закрасим пластилином туловище ежа. Каким цветом? (Серым)

    Педагог напоминает алгоритм действий.

    Ребята, но чего-то не хватает у наших ежиков? (Иголок)

    Мы сделаем их из семечек подсолнуха. Будем накладывать на туловище ежа, придавливая к пластилину острой частью вверх, в разных направлениях. Показ педагога. Дети выкладывают семечки.

    Выложим контур зверька тонкими черными колбасками. Сделаем ухо и глаз, носик, усы. Чуть-чуть закрасим мордочку белым пластилином.

    Физкультминутка «Ёжик»

    Ёжик топал по тропинке

    И грибочек нёс на спинке.

    (Ходьба по кругу друг за другом.)

    Ёжик топал не спеша,

    Тихо листьями шурша.

    (Ходьба на месте.)

    А навстречу скачет зайка,

    Длинноухий попрыгайка.

    В огороде чьём-то ловко

    Раздобыл косой морковку.

    (Прыжки на месте.)

    2 этап. Лепка дополнительных деталей.

    У ежей есть забавная привычка натыкать себе на иглы что-то сильно пахнущее, даже с неприятным запахом. Например: кожура апельсина, кислое ароматное яблоко или тряпка, испачканная в краске.

    Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)

    Мы тоже слепим яблоки, грибы и положим на спину ежа.

    Отщипываем маленький кусочек красного пластилина, катаем шарик. Кладем на спину ежа, придавливаем большим пальцем, превращая в лепешку. Присоединяем тонкую короткую колбаску – сучок и зеленые листики.

    Гриб делаем из двух колбасок коричневого цвета. (Показ педагога)

    Еще сделаем для ежа травку и цветы. Трава, какого цвета? (Зеленого). А для цветов выбирайте любые яркие цвета.

    Для серединки цветка катаем шарик желтого цвета, надавливаем пальцем, превращая в маленькую лепешечку. Катаем колбаски, приплющиваем их, превращая в лепестки. (Показ педагога)

    3. Рефлексия.

    Какие замечательные ежи у вас получились!

    А представьте себя этим зверьком, каким бы вы были ежом? (маленьким, веселым, грустным, испуганным, злым). Почему?

    Придумайте имя для своего ежика.

    Выставка детских работ



    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №29

    КОНСПЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОГО МЕТОДА РИСОВАНИЯ СМЯТОЙ БУМАГОЙ

    ТЕМА: « ЗИМНИЙ ЛЕС»

    Ответственный: воспитатель

    Старцева О.С

    Сухой Лог, 2017 г.

    Цель: Помочь детям освоить способ рисования - оттиск смятой бумагой при изображении кроны деревьев.
    Задачи:

    Побуждать детей передавать в рисунке форму дерева, его крону, расположение, цветовую гамму.

    Развивать творческое воображение, создавать условия для развития творческих способностей детей.

    Материалы:

    Альбомные листы бумаги. Акварельные и гуашевые краски. Стаканчик с водой. Салфетка. Кисточки разных номеров. Блюдца, либо пластмассовая палитра.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей.

    Наблюдения на прогулках за деревьями, их зимнем наряде.

    Составление описательных рассказов о зимней природе, разучивание стихов русских поэтов о зиме.

    Ход непосредственной образовательной деятельности

    Воспитатель: послушайте загадки.

    Загадки
    Когда она приходит,
    И посохом взмахнёт,
    Собою сменит осень,
    Под снегом все уснёт.
    Ответ: (ɐwиε)

    С неба опускаются
    Белые красавицы,
    Кружатся, летают,
    А в руке растают.
    Ответ: (иʞнижǝнɔ)

    По зимней дорожке
    Рассыпаны крошки:
    Белые, хрустящие,
    Но не настоящие.
    Ответ: (ɹǝнɔ)

    Воспитатель:

    Пришла зима! Лес надел пушистые белые шубки. Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные.

    (показ зимних пейзажей на иллюстрациях)

    Обращает внимание на то, как художники рисовали фон.

    Предлагает детям взять акварельные краски и нарисовать фон для зимнего дня.

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята, хорошо нарисовали! А теперь подойдите ко мне и рассмотрите иллюстрации, на которых изображен зимний лес.

    Воспитатель:

    - Зимнее время года, прекрасная пора - одно из самых любимых в нашей стране. Зима наступает медленно и осторожно, будто боится испачкать свою шубку. Постепенно, белое и пушистое снежное одеяльце покрывает озябшую землю, а деревья меняют унылые осенние наряды на роскошные меховые белоснежные шапки и украшения. Любоваться зимней красотой, которую часто почему-то называют злой и холодной, можно бесконечно!

    Воспитатель предлагает детям изобразить деревья зимой, ветки, как качаются на ветру и прогибаются под снегом.

    Воспитатель:

    Ребята, я вам предлагаю изобразить зимний лес. Стволы деревьев мы будем рисовать кистью (показываю образцы ранее выполненных работ).

    Крону наших деревьев рисовать мы будем не обычным способом, а смятой бумагой. Волшебные шарики смятой бумаги заменят нам кисточки. У вас на столах несколько листов, давайте помнём бумагу и сделаем волшебный шарик. (по показу воспитателя дети сминают шарики из бумаги. Одновременно происходит разминка пальчиков и рук)

    Воспитатель:

    У нас получились шарики смятой бумаги, они то нам и помогут в изображении снежной кроны деревьев.
    (воспитатель показывает способы изображения кроны, путём примакивания смоченного в краске смятого шарика к альбомному листу.)
    Детям показываются образцы изображения заснеженных деревьев, выполненные в данной технике.

    Дети изображают крону деревьев в нетрадиционной технике рисования смятой бумагой.

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие красивые зимние деревья появились у нас в группе. (рассматривание готовых работ, рассказы детей о деревьях, которые они изобразили)

    Выставка детских работ.



    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №29»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ ВИДУ РИСОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СТРАНА КЛЯКСОГРАФИЯ»


    Ответственный: воспитатель

    Старцева О.С

    г.Сухой Лог, 2017

    Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.

    Задачи:

      Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения.

      Продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

      Использовать знакомые приемы рисования кистью при дорисовании рисунка.

      Прививать интерес к нетрадиционному виду рисования, развивать координацию и силу движений, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение детей.

      Воспитывать аккуратность.

    Материал:

    Трубочка для сока, пластиковая ложка, бумага, гуашь, кисть, вода, салфетка, ноутбук. Мольберт, игрушка из картона «Живая-Клякса» , рисунки из кляксы.

    Словарная работа. Кляксография, клякса.

    Индивидуальная работа. Помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приемом изображения.

    Ход занятия:

    Воспитатель. Все сели удобно. (воспитатель получает письмо) Я получила письмо. (читает письмо)

    «Здравствуйте! Мы жители из Кляксографии приглашаем вас в гости.»

    Интересно, зачем они нас зовут? А вы слышали про страну Кляксография? Все таки давайте поедим, и сами увидим эту страну и узнаем кто там живет.

    Для этого надо закрыть глаза и считать до 10 и обратно. (звучит музыка)

    (в это время воспитатель открывает мольберт с рисунками-кляксами и «Живой кляксой» .

    Педагог предлагает детям открыть глаза. Берет «Живую кляксу» .

    «Живая клякса» . Здравствуйте, меня зовут «Клякса» . Я житель этой страны. Как называется моя страна? Молодцы. Знаете, здесь живут «кляксы» . А вы знаете, что такое «клякса» . (Ответы детей) Да, это по другому капля. Посмотрите, какие рисунки они рисуют. Отгадайте, что это?

    Дети. (говорят то, что видят)

    Воспитатель. А вы хотите научиться рисовать,как жители «Кляксографии» ? Они рисовали эти рисунки трубочкой. Этот вид рисования называется кляксография с трубочкой. Давайте все вместе повторим слово кляксография. Посмотрите, как можно рисовать трубочкой. (Воспитатель объясняет способ рисования)

    Зачерпываем ложкой краску (в баночке жидкая краска, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Трубочку убираем.

    Посмотрите, что получилось. А трубочки то волшебные. Посмотрите, какой сказочный интересный рисунок получился. Скажите, на что он похож? (Ответы детей.) Кое-что дорисовать кисточкой и получиться сказочное изображение (дети подсказывают, а воспитатель дополняет изображение) . Ну что «Клякса» , мой рисунок нравится тебе?

    Давайте, немножко отдохнем.

    Физкультминутка.

    В странной стране «Кляксография» .

    Воспитатель. Скажите, с чего начинаем рисование трубочкой?

    (Дети рассказывают технику рисования, воспитатель помогает.)

    Воспитатель. Молодцы. А сейчас приступайте к рисованию. Не спешите, работаем аккуратно. Как закончите работать трубочкой, внимательно посмотрите на свое изображение и подумайте, на что оно похоже и кистью дорисуйте недостающие детали.

    Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая музыка)

    В процессе рисования воспитатель следит за техникой кляксографии, при необходимости помогает детям, дает советы.

    Анализ работ.

    Дети рассказывают о своих сказочных фантастических образах «Кляксе» .

    Клякса. Молодцы, все сегодня постарались, получились интересные работы. Рисунки свои покажите и другим ребяткам, их тоже научите рисовать трубочкой.

    Дети прощаются с «Кляксой» .



    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №29»

    КОНСПЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕРКАЛЬНОГО МЕТОДА РИСОВАНИЯ

    ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ СМОТРЯТ В ОЗЕРО»

    Ответственный: воспитатель

    Старцева О.С

    г.Сухой Лог, 2017г.

    Цель: Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией.

    Задачи:

      Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии.

      Обобщить знания детей о характерных особенностях осени.

      Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.

      Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

      Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

    Материал:

    Репродукции картин: на которых изображена золотая и поздняя осень; деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры, салфетки.

    Ход занятия.

    1. Рассматривание картин. (Дети стоят возле воспитателя)

    - Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

    - Давайте вспомним названия осенних месяцев.

    - А сейчас давайте пройдем в нашу картинную галерею и внимательно рассмотрим репродукции картин. Как вы думаете, какое время года изобразили художники? (Рассматривают под тихую музыку).

    -Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзажи) Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают картины природы. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…

    - Определите, где же изображена осень? Почему вы так думаете?

    2. Чтение стихотворения.

    - А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

    «Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены

    В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

    Утешает осень:

    - Не жалейте лето!

    Посмотрите – роща золотом одета!»

    З.Федоровская.

    - Как вы думаете, к какой картине можно отнести это стихотворение и почему? (Дети поясняют)

    3. Объяснение приемов выполнения работы.

    -Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья стоят на берегу озера и отражаются в воде. Как вы думаете, как это можно сделать? (Дети высказывают свои соображения).

    - А сделаем это мы вот так:

    - Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, смешанной с водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи широкой кисти, сложите и прижмите ко второй половине. Внизу получится озеро, в котором отражаются деревья, небо и все, что вы нарисовали в верхней части листа. Рисунок в верхней части можно потом подкрасить. (Показываю по мере объяснения).

    3.Самостоятельная деятельность детей.

    -А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так (вертикально) и начинайте рисовать. (В процессе работы помогаю тем, кто испытывает затруднения)

    4. В конце занятия дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.

    - Посмотрите, какие красивые, необычные картины у нас получились. Как называются такие картины? (пейзаж)

    - Какие картины вам понравились? Почему?

    Я думаю, они понравятся и вашим родителям.




    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентацию подготовила Воспитатель старшей группы Митенева М.Н. г. Зеленогорск Детский сад №69 Нетрадиционные техники рисования

    Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. « Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Дени Дидро

    Применение нетрадиционных техник: Способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Стимулирует положительную мотивацию ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Дает возможность экспериментировать. Развивает тактильную чувствительность, цветоразличие. Способствует развитию зрительно – моторной координации. Не утомляет ребенка, повышает работоспособность. Развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуализм.

    Нетрадиционные способы изображения в рисовании способы изображения ниткография граттаж монотипия Рисование ладошками рисование штампом рисование расческой, щеткой рисование по мокрому кляксография и другое

    Тычок жесткой полусухой кистью Возраст: любой. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Кисть в воду не опускается.

    Оттиск печатками из картофеля Возраст: от четырех лет Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из картофеля. Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной Подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.

    Монотипия Возраст: от пяти лет. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь. Способ получения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. Вторую половину Смочить водой губкой или кистью и быстро сложить пополам.

    Кляксография с трубочкой Возраст: от пяти лет. Материалы: бумага, жидкая гуашь, пластиковая ложечка, трубочка. Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. На это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.

    Отпечатки листьев Возраст: от четырех лет. Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти. Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка.

    Граттаж Возраст: от пяти лет. Материалы: бумага плотная белая или прокрашенная цветной гуашью, свечка парафиновая, палочки или зубочистки. Способ получения изображения: Бумагу прокрасить цветной гуашью(пятнами), после высыхания натереть свечкой, сверху прокрасить черной тушью или гуашью. Когда высохнет, начать процарапывать рисунок.

    Набрызг Возраст: от пяти лет. Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа. Способ получения изображения: Ребенок опускает зубную щетку в банку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.

    Рисование по мокрому Возраст: от пяти лет Материалы: бумага, краски, вода. Способ получения изображения: Краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо на поверхность ещё влажного слоя краски.

    Рисование песком, крупой, солью, с корлупой Возраст: от шести лет. Материалы: картон, клей ПВА, простой карандаш, чистый песок (крупа, соль). Способ получения изображения: Ребенок простым карандашом наносит рисунок на картон, затем каждый предмет намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на подно с.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    Предварительный просмотр:

    курсовая работа по теме

    Нетрадиционные техники рисования в старшей группе

    Воспитатель старшей группы

    Митенева М.Н.

    детский сад №69

    Г. Зеленогорск

    Санкт-Петербург

    2015

    Актуальность

    В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «легкая рука», «с легкой руки» и т.д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаёшь тогда, когда читаешь о результатах проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

    «Истоки способностей и дарований детей находятся в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук»- писал В.А.Сухомлинский.

    Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Здесь можно отметить закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому неслучайно специалисты рекомендуют начинать развитие детской руки как можно раньше. Уже грудному младенцу можно массажировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуются следующие виды деятельности: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, выкладывание узоров из мелких камешков и круп, лепка, рисование, штриховка и т.д. и т.п. Приемы могут быть разными. Каждый из них будет направлен на развитие ребенка, его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.

    Одним из наиболее простых и доступных способов развития ручной умелости является рисование нетрадиционными способами.

    Я работаю в логопедической группе. Возраст детей 4-6 лет. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные. Многие с трудом застегивают пуговицы, не все могут зашнуровать ботинки. Несформированность графических навыков и умений мешает детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Неслучайно Л.С.Выгодский назвал рисование «графической речью». Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребенка. У него нет комплекса неумения.

    Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества.

    Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

    В настоящее время исследованиями и разработкой методов и приемов нетрадиционного рисования занимаются педагоги И.А.Лыкова, Г.Н.Давыдова, А.В.Никитина, Р.Г.Казакова, В.А.Байматова.

    В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей по ФГОСу

    • Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; обогащение активного словаря.
    • Художественно-эстетическое развитие : участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
    • Познание : расширение кругозора детей, сенсорное развитие, чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
    • Социально – коммуникативное развитие : развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и друг с другом, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
    • Физическое развитие : развитие глазомера, внимания, формирование правильной осанки при выполнении работы, желания заботиться о своем здоровье.

    Предметно – развивающая среда

    Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому при организации предметно – развивающей среды необходимо, чтобы её содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. К участию в организации предметно-развивающей среды необходимо привлекать и родителей. Ведь сколько дома может быть ненужных вещей (зубные щетки, расчески, свечи, поролон, открытки, нитки и т.д.). На прогулках с детьми можно собирать шишки, палочки, семена растений, камушки, листочки. Этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Все эти необычные материалы, а также оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Весь материал находится в свободном доступе для детей. В режиме самостоятельной деятельности используется чаще всего вечером.

    Взаимосвязь с логопедом

    Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник, как и другие занятия (лепка, аппликация), дополняются специально отобранными логопедическими упражнениями и заданиями в соответствии с изучаемыми лексической темой и материалом логопеда.

    Каждое творческое занятие расширяет и закрепляет результаты, полученные детьми в процессе занятий с логопедом, за счёт использования

    • пальчиковой гимнастики
    • элементов артикуляционной гимнастики
    • дыхательной гимнастики
    • упражнений, направленных на развитие чувствительности пальцев рук, мелкой моторики, координации движений рук
    • тщательного подбора тематического и лексического материала занятий, который происходит в тесной взаимосвязи с логопедом
    • специальных педагогических методов и приемов работы (словесное проговаривание и комментирование детьми своих действий, словесное планирование детьми этапов творческой работы, проговаривание изучаемых звуков в процессе определенных этапов занятий, обыгрывание предметов или игрушек, обыгрывание изображения.

    Виды нетрадиционного рисования

    В обучении ИЗО-деятельности уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как:

    • Пальчиковая живопись – рисование пальцами или всей кистью руки. Кроме изобразительной стороны, является своеобразным массажем пальчиков и ладошки, что благотворно влияет на развитие артикуляционного аппарата.
    • Рисование ватными палочками, зубными щетками, поролоновыми губками и т.п. позволяет ребенку получить разную форму мазка.
    • Монотипия – краска наносится на одну половину листа, затем лист складывается и изображение получается как бы зеркальным. Таким способом удобно рисовать симметричные предметы.
    • Волшебный проявляющийся рисунок – контур наносится белым восковым мелком или свечой, и его не видно. Затем бумага покрывается краской или тушью и рисунок проступает.
    • Рисование на мокрой бумаге – получается слега размытое изображение, как под дождем или в тумане.
    • Набрызг. Для этого используются щетки разного размера, ими можно разбрызгивать краску или рисовать.
    • Кляксография – клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и наклоняют, создавая задуманное изображение. Детали дорисовываются.
    • Раздувание – капля жидкой краски наносится на лист, затем через трубочку для коктейля раздуть её в разные стороны для получения задуманного рисунка. Этот вид деятельности помогает в отработке длительного или короткого сильного выдоха.
    • Рисунок на мятой бумаге – бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно расправляют и рисуют по ней акварельными красками.
    • Рисование песком или манкой – рисунок наносится на бумагу клеем, затем, пока клей не высох, засыпается песком или манкой. По желанию его можно раскрасить.
    • Печать – используются предметы, оставляющие интересные оттиски (ластик, картошка и т.д.) Краску наносят на предмет и прикладывают его к бумаге.
    • Граттаж – лист бумаги покрывают свечой, а сверху наносят густую краску. Рисунок процарапывают по просохшей краске.
    • Рисунок с помощью клея – контур рисунка наносится канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, внутрь контура наносят жидкую краску.
    • Ниткография – рисование с помощью ниток.

    Каждая техника своеобразна не только по способу исполнения, набору материалов и инструментов, но и по коррекционно – развивающему воздействию на каждого конкретного ребенка.

    На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник и материалов, помимо развития творчества, одновременно решаются задачи развития речи.

    Например, такие техники как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, рисование методом тычка, рисование солью способствуют развитию чувствительности пальцев, кистей рук, мелкой моторики и моторно – двигательной координации детей с нарушением речи. Рисование мыльными пузырями и кляксография позволяют осуществлять дыхательную гимнастику, развивая речевое дыхание и укрепляя мышцы артикуляционного аппарата детей логопедической группы. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.

    Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. В каждом изобразительном материале заложены определенные возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску новых решений. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательную способность детей, позволяет развивать их творческий потенциал.

    Конспект занятия по изобразительной деятельности с использование нетрадиционной техники рисования в старшей группе.

    Тема: «Разноцветные бабочки».

    Задачи:

    • Продолжать развивать у детей интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
    • Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.
    • Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику руки кистей.
    • Вызвать положительный отклик на результат своего творчества.
    • Укреплять здоровье через физкультурные минутки и малоподвижные игры.

    Материалы : бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, шестигранный карандаш, цветочек из картона на каждого ребенка.

    Словарная работа: разноцветное лето, перелетают, шуршит, припечатать, монотипия.

    Ход занятия:

    - Ребята, отгадайте загадку.

    «Долгожданная пора!

    Детвора кричит: «Ура»!

    Что ж за радость это?

    Наступило…(лето).

    Ребята, а какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие лету).

    А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы?

    Вы хотите их нарисовать?

    Сначала отгадайте загадку:

    «Если ты его отточишь,

    Нарисуешь всё, что хочешь.

    Солнце, горы, сосны, пляж,

    Что же это»? (карандаш).

    Правильно. А чем можно ещё рисовать?

    А что помогает нам рисовать всеми этими предметами? (рука и пальцы)

    Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой)

    Правильно. Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

    Пальчиковая игра «Пять и пять».

    «Пять и пять пошли гулять (руки перед собой, пальцы сгибаются и разгибаются)

    Вместе весело играть (вращение кистей рук)

    Повернулись, (Сложенные к большому пальцу, пальцы обеих рук

    Улыбнулись «растягиваются в улыбке»)

    В кулачок вот так свернулись (пальцы рук сжаты несильно в кулачки)

    Вот какие молодцы! (стучат кулачок о кулачок)

    Молодцы! А теперь возьмите карандаш и покатайте его между ладонями. Поднесите к правому уху, а теперь к левому. Что вы слышите? Шуршит.

    Положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? Да, ладошки стали теплыми.

    Вот теперь наши пальчики готовы к рисованию.

    Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Он называется «монотипия». Это когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка.

    Посмотрите на бабочку. У неё две пары крыльев.

    На одной из них мы нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. Другую половину крыльев (чистую) промазываем слегка смоченной водой губкой и припечатываем сверху, разглаживая ладошками. (Показываю прием рисования)

    А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось. Вся бабочка стала разноцветной.

    Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.

    Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получится ли у вас волшебство. Я уверена, что получится!

    Дети выполняют работу.

    По окончании работы предложить детям разукрасить головку и тело бабочки, а пока они подсыхают, самим превратится в бабочек и немножко поиграть.

    Физминутка «Бабочка».

    «Утром бабочка проснулась.

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз – росой умылась,

    Два – изящно покружилась

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре – полетела.

    У реки остановилась,

    Над водою покружилась».

    Ребята, пока мы с вами играли, наши бабочки подсохли. Давайте их приклеим брюшками к картонным цветкам – ромашкам и тогда они замашут в наших руках крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим.

    Литература

    1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
    2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
    3. Казакова Т.Г. «Развивайте у детей творчество».
    4. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».
    5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
    6. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки».
    7. Утробина К., Утробин Г. «Увлекательное рисование методом тычка».
    8. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества».