Войти
Женский портал - Dreamcanary
  • Календарное планирование тематических недель «Дары осени» и «Осенняя Здравиада» (старшая группа)
  • Фото прямые, округлые, восходящие, нисходящие, тонкие, домиком
  • Как связать пинетки-кеды
  • Нормальная температура у грудничка
  • Как научиться рисовать на ногтях гель-лаком, акриловыми красками, иголкой, дизайн тонкие линии, узоры, завитки
  • Снеговик из бумажных салфеток
  • Когда можно в сад. Во сколько лет отдавать ребенка в сад? — советы психологов и опытных родителей

    Когда можно в сад. Во сколько лет отдавать ребенка в сад? — советы психологов и опытных родителей

    Начало хождения в детский сад – стресс не только для малыша, но и для всей семьи, ведь до этого кроха был под крылышком у мамочки, а теперь… «Как он там? Сытый ли? Одет ли как следует? Не плачет ли? Не обижают ли его?» - множество страхов посещают родителей в этот непростой период.

    И главным вопросом остаётся: когда лучше отдавать ребёнка в детский сад, чтобы процесс адаптации прошёл максимально мягко?

    Положительные и отрицательные стороны детского сада

    Плюсы:

    • Общение со сверстниками, развитие умения взаимодействовать с ними;
    • Развитие речи;
    • Усвоение правил и норм поведения;
    • Умственное и физическое развитие. В садике проводятся специальные занятия и, в дальнейшем, это обеспечивает плавную подготовку к школе;
    • Малыш становится более самостоятельным, совершенствуются его навыки самообслуживания (читайте полезную статью: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

    Минусы:

    1. Сильная нагрузка на психику, вследствие трудностей адаптации к садику;
    2. Высокая вероятность вирусных и инфекционных заболеваний;
    3. Часто происходит ухудшение питания ребёнка, так как «еда в садике не нравится»;
    4. Можно столкнуться с непрофессионализмом воспитателей, их авторитарным поведением и недостатком внимания к ребёнку (вследствие большого количества детей в группе);
    5. Изменения в поведении малыша не в лучшую сторону. Иногда родители замечают у него повышение капризности и агрессивности.

    Так или иначе, «официальная традиция» ходить в садик плотно вошла в нашу жизнь и подавляющее большинство малышей начинают своё знакомство с обществом именно с этого учреждения. Вот только спорным остаётся вопрос: в каком возрасте лучше отдать в садик ребёнка?

    Здесь мое мнение однозначное: до 3-х лет лучше быть рядом с ребенком, а после 3-х можно плавно начинать водить в группу садика.

    В каком возрасте отдают ребёнка в садик ?

    Стремление рано отдать ребенка в садик обычно обусловлено:

    • финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
    • желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.

    Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?

    1. Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью. Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар «Здоровый ребенок-практикум для мамы», чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. );
    2. Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок , кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
    3. Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.

    Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.

    Если рано пойти в садик…

    На что необходимо обратить внимание и к чему важно подготовиться, если ребёнок в 2 года (и ранее) идёт в садик?

    • Все изменения в режиме, привычках и деятельности малыша нужно проводить очень плавно. Например, если до настоящего момента мама давала ему грудь, то отучать от неё следует не позднее чем за 2 месяца до начала посещения детского сада;
    • Обязательно узнайте распорядок дня в детском саду, график приёма пищи, сна и прогулок. Заранее следует приучать малыша к этому графику, иначе ему будет крайне сложно резко перестроиться на новый режим. И, вследствие этого, у вашего крохи могут возникнуть проблемы со сном и питанием;
    • Ребёнок также должен уметь самостоятельно засыпать. Сложности обычно возникают в том случае, если маме до настоящего времени получалось укладывать его спать только с грудью или длительным укачиванием. Об этом тоже следует заранее подумать;
    • Важно, чтобы ребёнок уже овладел основными навыками: его нужно приучить к горшку, держать ложку, самостоятельно кушать и пить, надевать хотя бы основные вещи. В идеале нужно также научить самому мыть руки;

    Подготовка ребенка к садику должна занять определенное место в вашей жизни.

    Сколько детей ведут в детский сад, даже не уделив 1-2 недель на подготовку. А затем мамы страдают, что ребенок постоянно болеет, плачет в саду и не хочет в него ходить.

    Вы разберетесь в таких важных вопросах, как:

    • подготовка ребенка к садику. Физическая и моральная,
    • когда начинать водить в садик: в числе первых детей или дождаться, когда все уже привыкну и зайти в группу последними?
    • превратить воспитательницу в лучшего друга для вашего ребенка. Вы не будете переживать, что о малыше в ваше отсутствие никто не позаботиться;
    • реагировать на детские слезы при прощании с ребенком в саду, как объяснить ему, что вы обязательно его заберете и не оставите в садике навсегда,
    • помочь ребенку подружиться с другими детьми, атак-же уметь постоять за себя и не давать в обиду;

    и это лишь часть важнейших вопросов.

    мои три дочери отходили в садику и с каждой мы начинали подготовку по методике, предложенной в данном курсе. Она работает!

    Возрастные особенности детей

    Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.

    1. У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
    • Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
    • В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
    • В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
    1. В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей ?>>>);
    • Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
    1. К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.

    Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.

    Какой садик выбрать: частный или государственный?

    И в том и в другом случае есть свои «плюсы» и «минусы». При принятии решения важно учитывать то, во сколько лет отдаёте ребёнка в детский сад, и особенности его развития.

    Государственный садик

    • Чёткое соблюдение санитарных правил и других норм, напрямую связанных с обеспечением безопасности ребёнка;
    • Невысокая стоимость;
    • Разработанные стандарты программ, способствующие подготовке к школе;
    • Сбалансированное питание, строгий контроль за ним;
    • Возможность посещать дополнительные развивающие занятия;
    • Расположение детского сада вблизи от места проживания.
    1. Многочисленные группы (по 25-30 человек и более);
    2. Невозможность уделить индивидуальное внимание каждому ребёнку;
    3. Отсутствие современного оборудования, мебели, развивающих игр;
    4. Можно столкнуться с некачественным уходом за детьми и грубым обращением со стороны сотрудников детского сада.

    Частный садик

    • Небольшие группы (от 8 до 15 человек) и возможность уделить внимание каждому малышу. Дети подвергаются меньшему риску заболеть;
    • Качественные занятия с детьми, современные программы развития;
    • В большинстве таких садиков есть группы раннего развития. Детские сады для детей от 1 года обычно способствуют мягкой адаптации ребёнка к условиям садика;
    • Гибкий график посещения садика: можно выбрать наиболее подходящий для малыша и родителей;
    • Новое оборудование, игрушки, комфортные условия в помещении;
    • Возможность выбирать развивающие занятия;
    • Наличие свободных мест;
    • Зачастую более «интересное» для детей питание.
    1. Высокая стоимость;
    2. Не у всех есть лицензия;
    3. Отсутствие контроля вышестоящих организаций.

    В каком возрасте и в какой садик отдать ребёнка – решать вам. Только торопиться точно не стоит. Планомерное развитие и психологический комфорт вашего малыша – самые важные задачи на данный момент.

    И помните, что занимаясь подготовкой к садику заранее, вы застрахуете себя от массы проблем. До встречи на интернет-курсе по легкой адаптации к детскому саду.

    Согласно с точкой зрения детской психологии, главная потребность малыша до трех лет — эмоциональное общение с мамой. Так, конечно, в лучшем случае. И это не просто так! От того, каким образом складывается общение мамы и папы с малышом в таком нежном возрасте, зависит его будущее отношение и доверие ко всему миру. Правильно ли оно сформируется? Или же ребенок будет закрыт от внешнего мира или наоборот, слишком доверять каждому на своем пути. И не маловажную роль в этом вопросе играет детский садик.

    Потребности ребенка до 3 лет

    В первые годы жизни у детей нет потребности играть с другими малышами. По сути, он даже не знает, как это делается. И весь максимум, что они могут сделать — играть сами с собой, в свои игры, изредка обмениваясь игрушками, а иногда ругаясь.

    В таком случае детский сад для ребенка до 3 лет — неестественное явление. У малыша просто нет пока потребности играть с другими детьми и так долго находиться вдали от своей мамы.

    Когда происходит кризис 3 лет, у детей происходит желание отдалиться от матери, при условии, что до этого он получил всю необходимую безусловную любовь мамы и папы. Безусловная, что значит любить и принимать таким, какой он есть. Также он будет готов к этому, если его не «напугали» длительной разлукой с родителями.

    Детские сады — когда пора?

    Детсад был создан не для детей, как ни странно. Его открыли для того, чтобы мамочка могла выйти на работу. И по сей день у детского сада та же цель — чтобы мама смогла работать или наоборот отдохнуть.

    Если малыш отправляется в сад с должной подготовкой, а именно: готов к разлуке с мамой и папой на долгие часы, имеет базовые навыки самообслуживания и стремится к общению с ровесниками и изучению внешнего мира, тогда это будет только на пользу.

    При возможности отдавать малыша в сад лучше к четырем или пяти годам жизни. Так этот момент произойдет менее травматично, а также будет в некоторой мере удовлетворять потребности ребенка.

    Но не у всех мам есть возможность заниматься ребенком до 4-5 лет. В таком случая стоит сделать все возможное, чтобы свести стресс к минимуму, а также подготовить его к детскому саду.

    Ребенку противопоказан детский сад, если у него:

    • отсутствует речь;
    • повышенная тревожность;
    • в семье намечается пополнение;
    • планируется переезд;
    • разводятся родители;
    • потеря близкого или значимого человека.

    Если в семье вот-вот родится ребенок, братик или сестричка, то в детский сад лучше отправляться через 6 месяцев после рождения малыша. Но если мама ждет малыша не раньше, чем через пол года, то ребенку можно идти в садик.

    Какому ребенку уже можно идти в детский сад?

    Малышу необходим детский сад, если:

    • маме срочно нужно выходить на работу, а ребенка не с кем оставить, помимо его бабушки с гиперопекой.
    • ребенок без общения. Он целиком представлен самому себе: днями смотрит мультики, играет в планшет, не выходит на прогулку.

    Прежде чем отдавать своего ребенка в детский сад, выясните, с какой целью вы хотите это сделать. Чаще всего это три варианта:

    • выход на работу
    • социализация

    Когда ребенок попадает в коллектив, где для него нет значимого взрослого, тогда его навыки общения «затягиваются». А для него сейчас социализация заключается в том, что взрослый, который для него значим, показывает ему, как нужно себя вести в различных ситуациях. В коллективе детей до четырех лет о социализации не может быть и речи. Здесь до сих пор никто не обладает навыками общения.

    Поэтому если цель посещения сада — социализация, то осмыслите все еще раз и определитесь, подходит ли вам этот формат. К тому же, есть группы для короткого пребывания.

    Бытует мнение, что если малыш пойдет в дошкольное учреждение, то он сможет научиться адекватно реагировать на агрессии и правильно относиться к критике, не принимая близко к сердцу злые высказывания. Но стоит взглянуть на окружающих вас взрослых людей, которые ходили в детский сад, и все станет очевидно. Действительно ли все они адекватно относятся к критике и агрессии? А те, которые не ходили в детский сад? Может они так и не социализировались?

    Некоторые утверждают, что ребенок, который не посещал сад, плохо адаптируется к школе. Мой ответ на это: если у ребенка есть уже свои обязанности и режим, а в семье правила и границы, то адаптация пройдет абсолютно нормально.

    Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.

    Что гласит закон

    Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

    Самый старший, самый младший – это страшно?

    «А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

    Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

    С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

    Как понять, что мой ребёнок готов к школе?

    Интеллектуальное развитие

    Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».

    + Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.

    - Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.

    Речевое развитие первоклассника

    Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.

    + Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.

    - Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.

    Психологическая готовность к обучению

    Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.

    + Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.

    - Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.

    Состояние здоровья будущего первоклассника

    Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.

    + Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их.

    - Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.

    Мотивация учиться и готовность к обучению

    Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.

    Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:

      мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,

      своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,

      тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,

      своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,

      нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».

    Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти , и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.

    Самый главный вывод

    Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.

    *Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.

    Никто не даст однозначного ответа на вопрос «?». Будущий детсадовец должен быть психологически и физически готовым к коллективной жизни. Природой задумано не было, чтобы дети по 8-9 часов находились в незнакомом окружении, раньше они воспитывались с нянями и гувернантками, и это считалось нормой. Дошкольные учреждения — это нововведения социума.

    До 3 лет у детей сильная связь с матерью, для них новое окружение — это стресс. Психологи утверждают, что до 2,5 лет малыши не проявляют желания взаимодействовать со сверстниками: это скорее источник конфликтов, чем удовольствие. Перед незнакомцами дошкольники 2-3 лет испытывают страх — это одна из причин трудной адаптации.

    Ориентировочные сроки адаптации:

    • В яслях — 6-10 дней.
    • Для трехлетних детей — 2-3 недели.
    • Для дошкольников старшего возраста — 3-4 недели.

    Что нужно учесть?

    • Коммуникабельность. Деткам, которые легко общаются с «соседями по песочнице», проще, чем застенчивым или отставшим в речевом развитии. Скромников дополнительно нужно определить к психологу и логопеду, чтобы научились рассказывать о своих желаниях и потребностях.
    • Иммунная система. Болезненным детям раннее пребывание в группе противопоказано.
    • Самостоятельность. Если дитя умеет проситься на горшок, сам держит бутылочку или ест ложкой — ему будет легче адаптироваться к системе.
    • Эмоциональность — по наблюдениям специалистов, девочки адаптируются к новшествам быстрее, у мальчиков связь с матерью прочнее.


    Фазы адаптации:

    • Легкая — длится до 15 дней, карапуз адекватно ведет себя в яслях в детском саду , не болеет, не теряет вес, не капризничает.
    • Средней тяжести — налицо признаки психического стресса, возможет беспричинный плач или небольшая потеря в весе (длится до 2 месяцев).
    • Тяжелая — категорическое непринятие, истощение, болезненность, перепады настроения. Обязательна консультация специалиста.

    Статистика в разных странах

    Страна

    Принимают в садик

    Декрет длится 2 месяца, потом можно отдавать грудничка в ясли

    С 3 месяцев

    Декретный отпуск длится полгода, потом дитя отдают в сад

    Великобритания

    Финляндия

    С 9 месячного возраста

    С 3 лет, практикуется домашнее воспитание

    До 3 лет отпрыски остаются с родителями или родственниками

    Ясли в детском саду

    Возрастное ограничение — с 1,5 лет, но есть группы и для воспитанников с 6 месяцев. Предпочтительнее приучать малыша к коллективу заранее: начните с групп кратковременного пребывания (2-3 часа), позже можно будет оставлять и на целый день.

    Рекомендуем заранее приехать в выбранное заведение, познакомить специалистов с особенностями развития и привычками ребенка, его интересами и склонностями. Кардинально менять привычный уклад жизни в один момент нельзя.

    Преимущества:


    Недостатки:

    • Не у всех частных садов есть лицензия.
    • Высокая стоимость.

    Во сколько лет отдавать ребенка в сад — личный выбор каждого, но будьте осмотрительны, в столь нежном возрасте не редкость психологические травмы.

    Наталья Ярухина
    Консультация для родителей «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в ДОУ?»

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино»

    Консультация для родителей

    Тема :

    «В каком возрасте лучше отдавать ,

    ребенка в дошкольное учреждение?»

    Выполнила воспитатель :

    Ярухина Н. А.

    Г. Шебекино

    Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том , стоит ли отдавать ребенка в детский сад . Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка . Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка . "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение - все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители , которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем , а сумеет отыскать свое место.

    Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.

    Главное преимущество детского сада - это общение.

    Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.

    Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка , который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.

    Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет , посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?

    Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения - это трехлетний возраст .

    В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте . В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.

    Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка . Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.

    Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость - все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад . Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.

    Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка , тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.

    Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению - явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка , о его способности испытывать сильные эмоции.

    Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок , тем дольше он адаптируется к новым условиям. В младшей дошкольное возрасте этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет - две-три недели, в старшем дошкольном возрасте - один месяц .

    Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции - беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка , капризность, раздражительность и упрямство.

    Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые :

    Являются единственными в семье;

    Чрезмерно опекаемые родителями или бабушками ;

    Привыкшие к тому, что их капризам потакают;

    Пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

    Не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

    Неуверенные в себе;

    Страдающие ночными страхами;

    Эмоционально неустойчивые;

    Пережившие психологическую травму;

    Дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад .

    Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка .

    Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.

    Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с половиной. Это - наиболее благоприятный возрастной период для того , чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.

    Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.

    Детский сад - это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка .

    Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.

    Прежде чем отдать ребенка в детский сад , поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае ребенок не будет бояться , что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.

    Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада.

    Лучше уберечь ребенка от неожиданностей . К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.

    В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней - до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок , который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.

    Прежде чем отвести ребенка в детский сад , познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.

    Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму. Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию : кто-то просыпается рано, кто-то - поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т. д. В детском коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок . Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.

    Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности .

    В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т. д. Самостоятельному ребенку будет проще , чем не приспособленному к самообслуживанию.

    Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

    Проявляя свою любовь к ребенку , восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать , что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку , иногда просите и его пойти на уступки.

    Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему необходимо.

    В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.