Войти
Женский портал - Dreamcanary
  • Посещение женщинами кладбищ
  • Сделать коврик из старых вещей — Легко!
  • Вязаные крючком сапожки угги
  • Как сделать маску из бумаги или картона: карнавальную, новогоднюю, венецианскую?
  • Календарное планирование тематических недель «Дары осени» и «Осенняя Здравиада» (старшая группа)
  • Фото прямые, округлые, восходящие, нисходящие, тонкие, домиком
  • Дид игры мелкая моторика. Игры на развитие мелкой моторики рук

    Дид игры мелкая моторика. Игры на развитие мелкой моторики рук

    Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
    Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

    Условия эффективного развития мелкой моторики.

    Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

    Значение игр для развития мелкой моторики.

    Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

    Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

    Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

    1. Скручивание лент.

    2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок. (игра «Шнуровки») .


    Так же можно дома найти какой-то предмет не тяжелый, на котором будет много дырочек.

    Еще вариант..

    Понадобится:

    За основу можно взять любой плотный несыпучий материал, например фетр, флис, а лучше всего вспененный полимер разных цветов. В магазине химии или в супермаркете купить тряпочки для уборки.

    шнурки и ограничители для шнурков;

    пуговицы крупные, желательно на ножке;

    маркер, карандаш или ручка;

    ножницы с заостренными концами;

    Шнуровка «Ёжик»

    Нарисуйте на изнаночной стороне материала фигурку ежика и вырежьте её по контуру. На лицевой стороне маркером или фломастером обозначьте носик, глазик и ротик.

    Из того же материала вырежьте разнообразные плоды, грибы, листья, которые ребенок будет пришнуровывать к спинке ежика. Если у вас тоже возникнет проблема с нужной цветовой гаммой, воспользуйтесь цветной бумагой, приклейте её с помощью клея ПВА. Дайте клею хорошо высохнуть, а то когда будете делать отверстия, бумага может деформироваться.

    Шнуровка готова. Возьмите шнурок, сделайте узелок на одном конце или оденьте ограничитель, чтобы он не проскочил сквозь отверстие, и покажите ребенку, как прикрепить плоды к спинке ежика. При этом можно даже придумать какую-нибудь сказку, как ежик собирал себе на обед фрукты и грибы.

    Можно просто взять фигурки и сделать еще: кораблики, машинки, бабочки, цветочки и т.д. можно приобрести яркие шнурки и играть вместе с ребенком)))

    Теперь мы можем предложить малышу разложить листья по цвету. Не забудьте подуть, как ветер, перемешав все листья. Включать дыхательные упражнения в занятия очень полезно!

    Есть еще одна замечательная игра: с какого дерева листочек. Мы собираем листья одного вида, например, только кленовые.

    Если с листочками наигрались, то убирать их в шкаф не нужно, они прекрасно украсят дом! Берем веревку и нанизываем листочки. Для малышей последовательность может быть любая, а деткам постарше можно предложить нанизывать в определенной последовательности. Соблюдая последовательность ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, память, мышление. Это отличное упражнение для подготовки к школе.

    Делаем ствол дерева из фетра, пористой резины или толстого картона.

    Прелесть такой шнуровки в том, что чем беспорядочнее нашнурованы листья, тем дерево пышнее и красивее. К порядку в подобных играх мы приучаем постепенно, немного тренировки и будет получаться красиво и ровно. Дерево детям понравится, тут можно шнуровать от души:) и никто не скажет, что так неправильно.

    И последний на сегодня вариант игры – венок. Нужно ли говорить, как дети любят украшать себя и маму, дарить подарки? Такой венок из осенних листьев может стать частью костюма осени на празднике в детском саду. Можно не ограничиваться венком, а сделать бусы, браслет и даже колечко из крошечного листочка.

    Выбираем шнурок или ленту и собираем листья. Можно брать сразу несколько листьев, чтобы венок был богаче.

    3. Застегивание пуговиц. Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра «Застежки») .


    Змейка, липучки, пуговицы, кнопки...


    4. Выкладывание по узору, перебирание косточек, крупы, разноцветные камушки,



    5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.



    6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №91 «Белочка» комбинированного вида»

    города Петрозаводска

    Обобщение опыта на тему:

    «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста в процессе дидактических

    игр и игрушек»

    СКАЧАТЬ (полная работа)

    Выполнила:

    Харьковская Елена Евгеньевна

    воспитатель МДОУ «Детский сад №91

    «Белочка» комбинированного вида»

    города Петрозаводска

    г. Петрозаводск

    Харьковская Елена Евгеньевна

    1. Информация об опыте........................................................................................3

    2. Технология описания опыта…………………………………………………...7

    3. Результативность опыта...................................................................................14

    4. Библиографический список.............................................................................17

    5. Приложение к опыту.........................................................................................18

    Харьковская Елена Евгеньевна

    Раздел I

    Информация об опыте.

    Условия возникновения и становления опыта

    «Руки дают человеку голову,

    затем поумневшая голова учит руки,

    а умелые руки снова

    способствуют развитию мозга»

    И. П. Павлов

    Автор опыта Харьковская Елена Евгеньевна работает воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №91 «Белочка» комбинированного вида» города Петрозаводска. В детском саду функционирует тринадцать групп, две из которых раннего возраста и две группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении создана в соответствии с ФГОС ДО, а также с учетом особенностей и коррекции дошкольников.

    Образовательная программа детского сада разработана на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

    ФГОС ДО предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)». Таким образом, ФГОС реализует современные прогрессивные идеи «развивающего обучения», направленного на личность в целом.

    Актуальность опыта

    Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в

    Харьковская Елена Евгеньевна

    основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

    Актуальностьмоей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

    Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

    Ведущая педагогическая идея.

    Ведущая педагогическая идея заключается в использовании методов и приемов по развитию мелкой моторики у младших дошкольников.

    Длительность работы над опытом.

    Работа по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста была разделена на несколько этапов и охватывает период с сентября 2013 г. по май 2016 г.

    III этап: заключительный (контрольный) - март - май 2016 года.

    Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор теоретического материала, выявление уровня развития мелкой моторики. В процессе всей работы проводилась педагогическая диагностика, которая позволяла корректировать и определять пути работы.

    Педагогическая диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранного пути для решения обозначенной проблемы.

    Диапазон опыта

    Диапазон опыта представлен единой системой использования приемов, методов для развития мелкой моторики младших дошкольников: организованная образовательная деятельность - образовательная деятельность в режимных моментах - самостоятельная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.

    Харьковская Елена Евгеньевна

    Теоретическая база опыта

    Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

    К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

    Значение мелкой моторики

    ü Движения рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

    ü Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

    ü Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций - мышления, памяти, внимания.

    Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

    По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

    По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

    Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

    Харьковская Елена Евгеньевна

    Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

    Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    В детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

    Виды игр для развития мелкой моторики.

    Мелкую моторику рук развивают:

    ü различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

    ü игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

    ü игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

    ü насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

    ü рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

    ü застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

    Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

    Харьковская Елена Евгеньевна

    Новизна опыта

    Новизна опыта заключается в раскрытии теоретических, практических обоснований психолого-педагогических условий развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством методов и приемов, а так же выявляет особенности работы в этом направлении и эффективного пути ее реализации.

    Характеристика условий, в которых возможно применение

    данного опыта

    Апробированный на практике метод свидетельствуют о том, что данный опыт приемлем для воспитателей дошкольных учреждений общеразвивающих групп, так и, педагогов дополнительного образования, заинтересованных родителей, учителей начальных классов, студентов педагогических колледжей.

    Раздел II

    Технология описания опыта

    Цель работы : развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

    Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

    ü Совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

    ü развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

    ü Развивать тактильную чувствительность рук детей.

    Предполагаемый результат:

    ü Усовершенствована предметно - развивающая среда;

    ü Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

    Принципы.

    Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.

    Принципы доступности и индивидуальности.

    Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

    Принципы последовательности и систематичности.

    Харьковская Елена Евгеньевна

    К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

    Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

    Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

    Принцип связи с жизненным опытом.

    От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

    Принцип наглядности.

    Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

    Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

    Методы и приемы.

    Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

    Словесный метод.

    Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать

    Харьковская Елена Евгеньевна

    показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

    Наглядно-действенный метод обучения.

    В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

    Практический метод.

    Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

    Игровой метод.

    Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

    ü различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

    ü использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

    ü решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

    Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

    Условия для развития мелкой моторики.

    Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».

    На основе данной литературы разработала:

    перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение №1),

    ü систематизировала игры,

    ü дополнила предметно - развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,

    оформила картотеку пальчиковых игр со стихами (Приложение №2).

    Харьковская Елена Евгеньевна

    Создание предметно - развивающей среды.

    Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

    В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.

    Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован горкой для прокатывания шариков, пирамидками, разноцветными счетами, скользящей дорожкой. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр - занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

    В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

    Система работы по развитию мелкой моторики.

    Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

    Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

    ü пальчиковые игры,

    ü игры с предметами,

    ü дидактические игры.

    Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

    Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

    «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

    Примеры:

    «Сорока - сорока»

    Сорока - сорока

    Кашу варила,

    Харьковская Елена Евгеньевна

    Деток кормила,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала:

    Ты воду не носил,

    Дров не рубил,

    Кашу не варил,

    Тебе нет ничего!

    При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.

    «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

    «Пальчики в лесу» Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком).
    Вышли пальчики гулять. (Несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)
    Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем мизинец).
    Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец).
    Этот резал, (Загибаем средний палец).
    Этот ел, (Загибаем указательный палец).
    Ну, а этот лишь глядел! (Загибаем большой палец).

    Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, физминуток.

    Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

    «Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

    «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

    Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В 11

    Харьковская Елена Евгеньевна

    этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

    Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и другие.

    Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

    Игра «Солнышко»

    Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

    Игра «Елочка»

    Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

    Игра «Травушка - муравушка»

    Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

    Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача - поддержать

    Харьковская Елена Евгеньевна

    это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

    Дидактические игры:

    Игра «Где же, где же наши ручки?»
    Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
    Материал: платки, коробки.
    Ход игры:
    Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:
    - Давайте спрячем наши ручки - вот так! (дети прячут руки за спину).
    - Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки).
    - Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).
    - Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки).
    - Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки).
    Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол.
    Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

    Игра «Спрячь в ладошке»
    Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
    Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
    Ход игры:
    Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел - зажмите покрепче в ладошке!»

    Игра «Котенок»
    Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
    Материал: маленькие резиновые игрушки - пищалки: котята (по количеству детей).
    Ход игры:
    Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие:
    Ты, котенок, не пищи,
    Лучше маму поищи.
    После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму - кошку» - большую игрушку.
    Игра повторяется несколько раз.

    Харьковская Елена Евгеньевна

    Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.

    Работа с родителями.

    Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста» (Приложения № 3), ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей младшего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

    ü специальные игры - упражнения для развития мелких движений пальцев;

    ü обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

    ü формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

    Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей младшего возраста». (Приложения №4)

    В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками» (Приложения №5), игры «Пока мама на кухне» (Приложения № 6), «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» (Приложение № 7).

    Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

    Дидактическое пособие "Колобок" для игр с фасолью

    Дидактическое пособие своими руками для детского сада

    Описание материала: материал будет полезен педагогам и родителям с целью организации игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
    Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
    Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
    Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.

    Игра «Угостим колобка витаминками»

    Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
    Средства: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.
    Изготовление пособия:
    1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.



    2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.



    3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.



    4. Делаем отверстие во рту колобка.
    5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.
    Ход игры:
    Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.


    Игра «Настроение колобка»

    Цель: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.
    Средства: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.
    Ход игры:
    - Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)
    - А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)
    - Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)
    - Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.
    - Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице
    / дети с помощью мимики лица изображают эти эмоции/



    Игра «Волшебные мешочки»

    Цель:
    Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».
    Средства: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки»), фасоль, поднос.



    Ход игры:
    - Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/
    - Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.
    - А в каком шарике спряталось много семян?
    - Давайте найдём шарик, где нет ни одной.
    / дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /



    Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.

    Игра «Прятки»

    Цель: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.
    Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
    Средства: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.
    Ход игры:
    Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.



    Игра «Волшебное сито»

    Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
    Задачи: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.
    Средства: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.
    Ход игры:
    - Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.
    - Поможем колобку? (да)
    - Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)
    / дети пробуют разделить крупу вручную/

    Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 2-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.

    Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.

    По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

    Из результатов исследования следует, что необходимо проведение работы по развитию мелкой моторики рук у детей данной группы.

    Цель комплекса: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

    В своей работе я ставлю следующие задачи:

    • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
    • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    • улучшить общую двигательную активность;
    • содействовать нормализации речевой функции;
    • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
    • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

    У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

    Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

    Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

    В играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

    Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

    Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

    Совместная деятельность воспитателя с детьми;

    Индивидуальная работа с детьми;

    Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 2-й младшей группы я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

    В основу образовательной программы нашего ДОУ положена примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Согласно программе, образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволяет построить образовательный процесс вокруг одной центральной темы, максимально используя разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

    Поэтому я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

    В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

    Самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;

    Пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;

    Дидактические игры с использованием различных предметов.

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

    Комплекс игр и игровых упражнений

    Тема: «Я и моя семья»
    Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье
    Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
    Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

    Раз гостила у меня

    Вся мышиная семья:

    Папа-мышка,

    Мама-мышка,

    Мышь-дочурка,

    Мышь-сынишка

    И ещё сынок-мышонок –

    Самый маленький ребёнок.

    (растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

    Вот такая у меня

    Раз в гостях была семья!

    (круговые движения одной ладошки по другой)

    Е. Савельева

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    А вот этот пальчик – я.

    (Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

    Вот и вся семья!

    (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

    Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

    Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
    Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.
    Тема: «Осень»
    Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени
    Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
    Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

    Я катаю мой орех,

    Чтобы был круглее всех.

    О.И. Крупенчук

    Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал,

    (плавные, волнообразные движения ладонями)

    Ветер листики считал:

    (загибают по одному пальчику на обеих руках)

    Вот дубовый,

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березки - золотой.

    Вот последний лист

    Ветер бросил на тропинку.

    (Укладывают ладони на коленки)

    Н. Нищева

    Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик,

    Он знаток лесных дорожек.

    Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

    Игра с фасолью «Золушка» Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.
    Тема: «Домашние животные»
    Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.
    Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
    Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,

    Карандаш не уроню

    (ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

    Ладошка правая,

    (катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

    Ладошка левая,

    Катаю ловко и умело я!

    (катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

    С.В. Ихсанова

    Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра -

    Кря-кря, кря-кря.

    Наши гуси у пруда -

    Га-га, га-га.

    (сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными - получится раскрытый клюв)

    Наши гуленьки вверху -

    Гу-гу, гу-гу.

    (поднять руки вверх и помашите кистями)

    Наши курочки в окно -

    Ко-ко, ко-ко.

    (постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

    А как Петя-петушок

    Рано-рано поутру

    Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

    (выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

    Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.
    Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
    Тема: «Мамин день»
    Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.
    Название игры / упражнения Содержание игры /
    Самомассаж крупными бигуди Загудел паровоз

    И вагончики повез:

    «Чу-чу-чу-чу-чу!

    Далеко я укачу»

    Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

    Т. Волгина

    Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю:

    (мешаем кашу)

    В миску молока налью,

    (наливаем молоко)

    Положу туда крупу

    (насыпать крупу)

    И поставлю на плиту.

    (поставить на плиту)

    Будет каша хороша!

    (поднять большой палец вверх)

    Кушай, кукла, не спеша.

    (пригрозить пальчиком)

    Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

    Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

    Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

    Список литературы.

    1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

    2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

    3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

    4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

    5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

    6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

    7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

    Приложения 2

    Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

      «Груши и яблоки с пуговицей»

    Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

    Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

    Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

      Дидактическая игра: «Накорми колобка»

    Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

    Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

    Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта

      Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»

    Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

    Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

    Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.

      «Дорисуй картинку с помощью пробок»

    Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

    Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

    Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

      «Разноцветные прищепки»

    Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

    Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.

    Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

      «Разноцветные шарики»

    Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.

    Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.

    Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.

      Упражнение «Веселые карандаши»

    Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.

    Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.

    Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
    Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

      «Ладошка – замри!»

    Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

    Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

      «Привет - пока!»

    Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

    Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

    10. «Путешествие пальцев»

    Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

    Материал : лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

    Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

    Правила:

      можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

      все пальцы должны участвовать;

      нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

      «Клад»

    Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

    Материал : Рисунок 1 (см ниже)

    Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.

    Правило:

      участвуют все пальцы;

      палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.

      «Успевай-ка!»

    Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

    Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

    Например, кулак – кулак – ладонь.

    Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

    12. «Зайка и зеркало»

    Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

    Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

    13. «Скворечник»

    Цель: упражнение ладоней.

    Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

    14. «Стул»

    Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

    Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

    15. «Стол»

    Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

    Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

    16. «Барабанщик»

    Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

    Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

    17. «Усложненный барабанщик»

    Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

    Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

    18. «Плоскогубцы»

    Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

    Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.

    19. «Чет-нечет»

    Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.

    Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

    Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).